издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приросли соснами

Иркутская область присоединилась к Всероссийскому Дню посадки леса

16 мая на территории Гороховского участкового лесничества, недалеко от Усть-Балея, участниками празднования Всероссийского дня посадки леса было высажено около 40 000 деревьев Победы на общей площади примерно 10 га.

Меч Колесова, изобретённый в 1883 году Александром Колесовым, выпускником МГУ и Петровской сельскохозяйственной академии, может быть, единственный из своих многочисленных «тёзок», который создан, чтобы творить жизнь, а не смерть. Он не оружие, а инструмент для посадки саженцев сосны. Отсюда и сохранившееся до наших дней его официальное название – сажальный меч Колесова. 

С той давней поры и до сих пор он активно используется не только лесоводами современной России, но и в Белоруссии, на Украине… На всей территории былой Российской империи и во многих странах дальнего зарубежья. Люди осваивают космос, давно привыкли к компьютерам, а для восстановления сосновых лесов ничего удобнее меча Колесова придумать так и не сумели. Инструмент простой и, в отличие от обычных лопат, очень крепкий. Одним правильно сделанным мечом могут работать несколько поколений лесоводов. Поэтому их количество давно устоялось. На территории области мечей Колесова ровно столько, сколько требуется профессионалам, включая сезонных работников.

Но вот уже пять лет, с момента учреждения в стране Всероссийского дня посадки леса, один раз в году мечи Колесова становятся в Иркутской области (думаю, что и во всей России) большим дефицитом. В этот день на восстановление вырубленных и выгоревших лесов кроме профессиональных лесоводов выходит и население. Специфический инструмент, который раньше знали только профессионалы, становится народным, потому что есть в России дни, когда леса сажаются всем миром. 

В минувшую субботу, 16 мая, на обширную старую гарь под Иркутском в районе 45-го километра Александровского тракта, где в 2009 году в огне погибло несколько сот гектаров леса, съехалось более 450 человек. Коллективы многих предприятий и организаций, начальники и подчинённые, мамы-папы, бабушки-дедушки, дети-внуки рассыпались по обширной пустоте в общем желании собственными руками посадить здесь новый лес взамен сгоревшего. Порыв понятен. Это только для бизнеса лес всего лишь «ресурс», приносящий прибыль. Для местного населения это традиционная, привычная среда обитания. 

Встретил на «хозяйственной» площадке праздника Михаила Карнаухова, начальника территориального отдела Агентства по Кировскому лесничеству. Это село Олонки. Не близко. Поздравил лесника с праздником, спросил, сколько лесоводов он привёз с собой на праздник. При таком количестве «любителей» каждый профессионал на вес золота, чтобы недешёвые саженцы были правильно посажены, а не закопаны в землю просто так. Оказалось – ни одного. Он привёз не людей, а… шесть мечей Колесова, которые в этот день оказались свободны лишь потому, что люди тушат крупный пожар. Привёз, но «оставить здесь», как предлагают организаторы праздника, категорически не соглашается. 

– Отдам конкретному человеку под личную подпись, – объясняет. – Чтобы знать, у кого их забрать потом. А сам сразу назад, на пожар. 

– Пожар сорвал вам праздник? – спрашиваю.

– Нет, не сорвал, к счастью. Мы провели День посадки леса раньше, 8 мая, накануне Дня Победы. И посадили всем миром не дерево, а целый бор Победы площадью в несколько гектаров, – рассказывает лесничий. – Участвовали, конечно, школьные лесничества, были руководители разных и организаций со своими коллективами, сотрудники МЧС и органов местной власти. Индивидуальные предприниматели, сельхозтоваропроизводители… 

Признаюсь, я не большой любитель трудовых праздников. В детстве, помню, собирали мы в свободное от учёбы время макулатуру и металлолом, которые потом гнили и ржавели месяцами во дворе школы. Потом, уже взрослым, теперь уже во время, свободное от работы, вместо того чтобы сходить с рюкзаком в лес, как мечтал и планировал, подметал на субботниках улицы. А ночью ветер размётывал кучи мусора, мной старательно наметённые, и к утру улицы выглядели примерно так же, как до моего трудового порыва и даже подвига. В то же время официальные отчёты были прекрасными – подметено несметное количество квадратных метров!.. Хотя улицы чище не становились. 

Всероссийский День посадки леса, когда он был только учреждён, принял всей душой, но расстроился, когда увидел, как энтузиасты лес сажают. От всей души, конечно, искренне, но… неправильно. Агентство лесного хозяйства выставило тогда много инструкторов, но некоторые участники праздника, основываясь на собственном дачном опыте, всё равно сажали так, как сами считали нужным. Тем самым обрекали тысячи саженцев на смерть, потому что сосна – она не помидоры и не клубника. Её отличие – длинный стержневой корень, который обязательно должен быть расправлен по всей длине и равномерно обжат землёй от кончика до корневой шейки. Но не выше…

– Согласен, – говорит Михаил Карнаухов. – Качество посадки леса, конечно, оставляет желать лучшего. Но такие праздники необходимы. Мы должны привлечь население к охране и защите наших лесов. Сформировать в сознании людей их причастность к благополучию среды. Первый раз они сажают плохо, потому что не умеют, но очень хотят посадить леса как можно больше. Торопятся. Второй раз получается лучше. А в третий многие и сами готовы выступить в роли инструкторов. Я считаю, что такие праздники очень актуальны, полезны. Ну, а качество – мы-то на что? Подправим. У нас в плановых заданиях есть такое мероприятие, как дополнение лесных культур. На следующий год на этих площадях мы все недостатки устраним этими дополнениями. И вырастет нормальный лес. В том числе и нынешний лес Победы. 

Большая куча мечей Колесова с хозяйственной площадки разлетелась как стая воробьёв, вспугнутых кошкой. Валентина Щепетнёва, начальник отдела воспроизводства лесов Агентства лесного хозяйства Иркутской области, знала по опыту предыдущих лет, что людей на посадку в праздничный день приедет больше, чем значится в предварительных заявках. Так было в прошлые годы. Она этому радуется. Но где взять столько специфичного инструмента, чтобы обеспечить всех желающих принять личное участие в восстановлении тайги? 

Работники Агентства, как в сказке о колобке, по лесхозам окрестным поскребли, по лесничествам помели – набрали чуть больше семидесяти мечей. А желающих лес сажать почти в пять раз больше – 450 человек. Потому и лопаты из общей кучи – влёт! Ими тоже можно восстанавливать сосновые боры. Правда, не так ловко и быстро, как мечами. 

Пока на хозяйственной площадке шум да гам: «А что? А как и куда? А на каком расстоянии?» – отдельная группа энтузиастов рванула по своим бороздам вперёд. Метров на пятьдесят, пожалуй, уйти успели, пока остальные инструктаж слушали. Не удержался, пошёл взглянуть – кто? В начале первой борозды каждой делянки организаторы праздника установили табличку с названием организации, предприятия, общества. Читаю: «Министерство природных ресурсов Иркутской области». И.о. главы министерства Олег Кравчук с ними. Только он здесь не командует. Он просто сажает лес. Как все. 

– Лес – это восполнимое богатство, но только в том случае, если человек приложит усилия, чтобы его восстановить, – цитирует слова Кравчука пресс-служба правительства Иркутской области. И Олег Эдуардович (скажу, забегая вперёд) восстанавливал сгоревший лес вплоть до полного завершения праздника. С деляны уезжал в числе последних.

Его коллектив по своим рядкам и дальше уйти бы успел, если бы не Максим Бубнов, студент Иркутского государственного аграрного университета. Он ещё диплом не защитил, но здесь – на правах опытного инструктора от Агентства лесного хозяйства. Учит энтузиастов правильно сажать сосну. 

Активное участие в акции приняли ребята
из школ Иркутска и Иркутского района

Не потому, что отличник и теорию хорошо знает, а потому, что практика у него богатая. В школьном лесничестве – с пятого класса. Сосен в иркутской тайге, им лично посаженных, считать не пересчитать. Потянул Максим легонько за росток, красиво посаженный кем-то из работников министерства, и… вытащил его легко из песчаного грунта. Потянул за второй – та же история.

– Ну какой смысл так сажать, если из этого ничего не вырастет? Они же (это о саженцах) засохнут через неделю, – не то чтобы сердито, скорее с обидой и разочарованием опытного лесовода обращается он к «хозяевам» борозды. В интонациях – никакого снисхождения высоким должностям. И чиновники, вижу, не обижаются, чувствуя опыт и знания. Слушают внимательно. Вопросы задают. Показать просят. И кто-то, наконец, категорически решает: «Делаем всё сначала. Пересаживаем!» Признаюсь, зауважал я работников регионального минприроды. И ещё больше зауважал, когда с соседних рядков услышал: «И у нас проверьте, пожалуйста. И нам покажите…»

Понятно, это хоть и праздник, но особый. Люди приехали не «отрываться» в развлечениях, не для массовки, не для создания видимости. Они действительно хотят добра природе. Они хотят собственноручно посадить деревья, чтобы у нас сохранился живой, настоящий, естественный лес. И потому, возвращаясь к началу пропаханной борозды, чтобы всё сделать «снова да ладом», стараются не задевать то ли выжившие в жутком пожаре девятого года, то ли заново выросшие, уже розовые от обилия цветков, но ещё невысокие кустики рододендрона даурского, который в Прибайкалье все называют багульником, перешагивают «букеты» цветущей сон-травы – местных подснежников. 

Кромка живого леса (в 2009-м – кромка пожара) густо уставлена автомашинами – скромные «Жигули» советских времён, всевозможные джипы, иномарки, микроавтобусы разных марок и размеров и один самый большой, бросающийся в глаза автобус, на котором приехала Вера Шлёнова, председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы. Разумеется, приехала не одна. Её одну я, пожалуй, вообще ни разу не видел. Даже при случайных встречах на улицах города – она всегда «ходит группой». И в этот раз с ней приехали на праздник педагоги из многих школ Иркутского района. Студенты разных вузов и колледжей, принимавшие активное участие в относительно недавней экологической неделе. Не все молодые, но все на удивление активные в экологическом отношении члены культурной автономии чувашей «Юлташ». Ребятишки из Усть-Кудинской средней школы Иркутского района, которые сплошь экологические активисты. Ну и плантацию им выделили соответствующих размеров – 2 гектара. Засадили всю. Ещё и соседям помочь успели.

Западно-Байкальская межрайонная (природоохранная) прокуратура приезжает на праздники посадки леса не столь массово, но ежегодно. Их там, в прокуратуре, работников-то – раз-два, и обчёлся. Зато теперь блюстителям закона инструкторы по посадке леса не нужны – Антон Швецов не только коллег, но и новичков с соседних борозд проинструктировать готов. Научился лес сажать, потому что: «Люблю я это», – объяснил он наши регулярные встречи на праздничных лесопосадках. 

– Меня очень радует, что так много молодёжи приняло участие в этом мероприятии, – делится впечатлениями Денис Удалов, заместитель руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области. – Много школьников, студентов, молодых родителей, приехавших в том числе и вместе с детьми. Всё-таки лес – это будущее как раз для той молодёжи, которая сегодня его сажала. Хотя, вы же сами видели, и пенсионеров в празднике участвовало немало. И представители властей разных ветвей и разного уровня были. Этот праздник очень важен и с духовной, и с практической стороны.

Духовную пользу трудно описать словами. Она скрыта в личных чувствах, в ощущениях, если хотите – в мировоззрении. А вот практическая легко определяется сухими цифрами. 

Здесь, на территории Гороховского участкового лесничества, недалеко от Усть-Балея, за несколько часов праздничного труда был посажен сосновый бор площадью около десяти гектаров. Но это лишь один участок из многих. А всего в нашей лесной области, как сообщает пресс-служба губернатора и регионального правительства, в рамках «Всероссийского дня посадки леса» уже высажено 185 тысяч (!) сосен на суммарной площади более 70 гектаров старых гарей. В празднике уже приняло участие более полутора тысяч человек. Но праздник-то ещё не завершён. В северных районах посадочный сезон не открыт – там кое-где ещё и снег не весь растаял. А это значит, что посадка леса всем миром на территории Иркутской области продолжается. Боры Победы прирастают числом и площадью. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры