Герои передовой
Ветераны Автозаводской ТЭЦ о Великой Отечественной войне
В войну они защищали страну. А после войны помогали её восстанавливать. Люди, которые всегда сначала думали о других, а потом – о себе. Они есть в каждом городе, на каждом предприятии. Есть такие и на Автозаводской ТЭЦ Нижнего Новгорода. Нина Ивановна Кукушкина 16 лет проработала старшим аппаратчиком в химическом цехе. А Иван Николаевич Ваганов отдал родному цеху больше 40 лет и ушёл на пенсию электромонтажником 6 разряда. Совсем молодыми они отправились на фронт. И попали в самое пекло Великой Отечественной.
Иван Николаевич Ваганов родился в Спасском районе Горьковской области. Осенью 1943 года, едва ему исполнилось 17 лет, он был мобилизован и направлен в Горький – оборонять автозавод от фашистских авианалётчиков. В июне 1943 года Горький подвергся 25 массированным воздушным атакам фашистов.
«Однако мне уже не пришлось использовать своё оружие – 85-миллиметровую зенитную пушку. К этому времени поражение под Сталинградом и на Курской дуге изменило планы Гитлера, – рассказывает Иван Николаевич. – Я был переведён в войска связи и обеспечивал непрерывную связь между тремя дивизионами, выставленными на охрану Горького».
Однако через год, в сентябре 1944-го, рядовой Ваганов попал на передовую, на Первый, а потом Второй Белорусский фронт. В Латвии, между Тукумсом и Любавой, он участвовал в ожесточённой битве с попавшим в кольцо врагом.
«Фашистская группировка, в которой было более 300 000 человек, билась до последней капли крови, – рассказывает ветеран. – Мы упорно уничтожали артиллерию, сдерживая сопротивление врага до самого конца».
Как связист Иван Николаевич выполнял очень ответственную роль: налаживал либо восстанавливал телефонное сообщение между воинскими подразделениями. Во время затишья или жаркого боя он должен был, рискуя жизнью, делать всё возможное, чтобы его подразделение не было оторвано от других частей, батальонов, дивизионов. Когда не было работы для связистов, помогали артиллерии: таскали снаряды, заряжали орудия. Война была тяжёлой, утомительной и очень опасной работой.
«Мы никогда не ходили в одиночку, – вспоминает ветеран. – И, конечно, поначалу было очень страшно. Но потом привыкли…»
В это время на Дальнем Востоке охранял границу его старший брат. Отец погиб раньше, во время Орловской оборонительной операции. А под Горьким, в деревне, своих мальчиков ждала мама: у неё на руках было двое малолетних детей. И Ваня понимал: там, в тылу, его семья. И отступать нельзя.
В 1942 году 18-летней девочкой отправилась на фронт Нина Ивановна Кукушкина. На войне оказалась практически вся её семья: четыре сестры, три брата, отец. Все мужчины погибли. А девушки, работавшие медсёстрами, дошли до победы. «Старшая сестра у меня боевая была, – улыбается Нина Ивановна. – Нас направили в военный госпиталь за Волгой. А она пошла в военкомат и специально попросилась в танково-артиллерийский полк, на передовую».
Во время боёв молодые медсёстры научились своему ремеслу – облегчать боль, защищать, успокаивать. С санитарной сумкой – под пули, под огонь, к раненому. Падая от усталости, не жалея себя, хрупкие девушки спасали жизни защитников Родины. «Я три года была на передовой, – добавляет Нина Ивановна. – С мая 1942-го до мая 1945-го в жару и холод, снег и дождь под открытым небом круглые сутки. А какие тяжёлые бои были…»
С ужасом Нина Ивановна вспоминает первый обстрел. В это время её полк ещё стоял под Сталинградом. Фашист регулярно бомбил город, в котором планировал остаться на зимовку. «У меня был день рождения. Отпросившись у комбата, я отправилась к маме домой. Пересекла Волгу на речном трамвайчике, как вдруг в небе заревели двигатели самолётов». Она опомнилась возле матери. Снаряды разрывались на улице непрерывно. Грохот, крики людей, огонь… «Когда бомбёжка кончилась, я отправилась обратно. В части встретили с радостными возгласами: уже думали, что погибла, такой яростной бомбёжка была», – добавляет ветеран.
«После освобождения Сталинграда мы с боями вошли в Днепропетровск, Запорожье, Одессу. А уже затем – в Болгарию и Югославию, Румынию и Венгрию. Для нас война закончилась в Австрии. В 1945 году мне было всего 22 года», – говорит Нина Ивановна.
Всё это время смерть ходила по пятам. За всю войну Нина Ивановна была только однажды контужена. Не раз минуты и метры отделяли её от гибели. Как часто ей приходилось слышать: «Убили!» Смерть забирала других – тех, кто уже успел стать родным.
«Тяжелее всего было хоронить молодых, – с болью говорит женщина. – У нас ребята такие весёлые были! Один, когда свободное время, на гитаре играл. А как стрелять начнут – давай песни петь».
После войны Нина Ивановна несколько лет проработала в Литве, в военном госпитале. Там познакомилась со своим мужем, военным. Вместе с ним они вернулись на родину – в Горький.