Видел смерть лицом к лицу…
Девятое мая… Эта дата, наверное, навсегда останется в генетической памяти российского народа, потомков тех, кто ценой своей жизни сражался за мирное небо и ковал Победу в тылу. И пока живы те, на чью долю выпало пройти страшное горнило войны, наверное, лучше их самих никто не расскажет о событиях 70-летней давности.
Накануне знаменательной даты мы встретились с ветераном энергетического производства автомобильного завода «Урал», бывшим работником ОАО «ЭнСер» (группа компаний «ЕвроСибЭнерго»), ветераном Великой Отечественной войны Михаилом Алексеевичем Владимировым.
Родился Михаил Алексеевич в 1925 году в башкирской деревне Поляковке. Однако в скором времени семья Владимировых переехала в село Архангельское под Миассом. Здесь вырос, окончил семилетку и был призван на фронт.
– Мои родители были старателями, занимались золотодобычей и сельским хозяйством, – рассказывает Михаил Алексеевич. – В семье нас росло трое сыновей, я был самым младшим. Известие о войне нас застало во время работы, мы находились на прииске Алтын-Таш, мыли золото. Конечно, родители очень переживали, боялись, что меня и братьев отправят на фронт. Настал январь 1943-го, мне тогда было 17 лет, и пришла повестка из Миасского райвоенкомата. В общем, я был направлен в первое тюменское пехотное училище. У меня образование было семь классов, поэтому из нас готовили офицеров.
Спустя полгода 17-летний Михаил уже воевал на 1-м Украинском фронте в составе 70-й стрелковой дивизии 60-й армии. Во время форсирования Днепра получил своё первое ранение в голову.
– Рана оказалась лёгкой, – вспоминает ветеран. – Привезли в госпиталь, только сапоги снял, думал, хоть разок высплюсь по-человечески, а тут приказ: «У кого руки-ноги целые – быстро выдвигаться на переправу таскать раненых». В итоге в течение нескольких недель, пока шли бои, таскал раненых. После выздоровления под Киевом нас подобрали артиллеристы. У меня спрашивают: «В связь пойдёшь?» «Пойду», – говорю. Так вот и стал связистом. Чуть позже нашу дивизию стали формировать к Минску. В итоге я оказался в составе 15-й Ленинградской артиллерийской дивизии – резерва главного командования. Потом нас бросали с одного фронта на другой. Успел повоевать и на 2-м, и на 3-м Белорусском фронте… Принимал участие во взятии Киева, Львова, Житомира, брал Сандомирский плацдарм, форсировал Вислу и в конечном счёте Кёнигсберг.
Михаил Алексеевич дважды был награждён медалью «За отвагу». На нашу просьбу рассказать о своих подвигах ветеран скромно ответил: «Да я и не знаю, за что мне их дали». Между тем исчерпывающую информацию об одном из тех далёких событий мы нашли в архивных документах. Приводим текст из приказа о награждении дословно: «Наградить Владимирова Михаила Алексеевича за то, что он в боях с 26.01 по 29.01.1945 года в районе с. Квээтц, несмотря на сильный артминомётный обстрел противника, рискуя своей жизнью, всё время боя поддерживал бесперебойную работу связи и при этом устранил свыше 20 порывов телефонной линии, чем обеспечил бесперебойное управление огнём дивизиона».
Для Михаила Алексеевича война окончилась 5 мая 1945 года, когда по приказу командира дивизиона боец Владимиров был госпитализирован с диагнозом «грыжа». Однако домой ветеран вернулся только в 1946 году.
– После войны я вернулся в родное село, получил вторую группу инвалидности по туберкулёзу, – продолжает Владимиров. – Порой сижу и вспоминаю, смерть столько раз буквально мимо проходила, страшно было, но каждый раз я оставался жив. Таких моментов было очень много…
Мирная жизнь Михаила Алексеевича складывалась по-разному. Некоторое время жил в Башкирии, трудился слесарем на одной из котельных города Учалы. Потом вернулся в родной Миасс. Трудоустроился в энергетическое производство автозавода слесарем-ремонтником в теплосиловой цех на участок северных очистных сооружений. Отсюда спустя более двадцати лет и вышел на пенсию.