Опорный эксперимент
Экспериментальные опоры воздушных линий электропередачи нового типа установили специалисты филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети» на ВЛ-10 кВ Бахтай – Закулей. Проект был реализован в рамках внедрения инновационного оборудования собственными силами в присутствии шеф-инженера завода-изготовителя.
Всего в рамках проекта смонтированы пять композитных опор типа «Алтик» ПК-10-1 (6-10 кВ) в комплекте с траверсами и линейными штыревыми полимерными изоляторами типа ЛШП-10 производства ЗАО НПП «Алтик» (г. Бийск). Опоры установлены в районе Братского водохранилища, где ветровые нагрузки максимальны. Пока это экспериментальная партия, и специалистам филиала предстоит оценить эффективность новинки, после чего будет принято решение о дальнейшем применении этой технологии.
Композитные опоры воздушных линий электропередач – строительные конструкции, выполненные из армированных полимерных композитных материалов. Они предназначены для удержания проводов и грозозащитных тросов на заданном расстоянии от земли и друг от друга. По словам главного инженера филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети» Алексея Ермолова, по физико-механическим и электрическим свойствам композитные опоры существенно отличаются от железобетонных и стальных ЛЭП. Опоры традиционных конструкций (кроме деревянных) являются проводниками. Это определяет ряд особенностей, связанных с координацией изоляции ЛЭП и распределением её ёмкости и индуктивности. Траверсы и грозозащитные тросы (при их наличии) подлежат обязательному заземлению, а к заземлителю предъявляются высокие требования. Опоры, выполненные из стеклопластика, являются диэлектриками с высоким показателем электрической прочности. Таким образом, сама опора становится изолятором на пути протекания тока «провод – земля». Но, в отличие от деревянных опор, у композитных диэлектрические свойства не зависят от погодных условий. Это существенно упрощает схему изоляции ЛЭП, а в случае низких классов напряжения (до 10 кВ) представляется возможность вообще отказаться от применения изоляторов. ЛЭП на композитных опорах имеет существенно меньшую ёмкость «провод – земля» и «провод – провод», чем ЛЭП на токопроводящих опорах. Также отпадает необходимость в заземлении траверсы опоры. Поскольку для ЛЭП на композитных опорах сближение проводов с траверсой и стойкой не опасны, представляется возможность уменьшить габариты линии.