Зелёный шум по Мельничному тракту
В санитарной зоне Ершовского водозабора ведётся массовая вырубка деревьев и строительство жилья
Облысевшие горы – вместо соснового бора. Тысячи гектаров леса уничтожены в Иркутском районе по Мельничному тракту. Здесь же в садоводствах и дачных объединениях разместились за высокими заборами пилорамы. Владельцы дачных участков, рядом с которыми кипит эта работа, убеждены в их незаконной деятельности. Ведь «зачищается» территория в зоне санитарной охраны Ершовского водозабора. Оперативники предположения населения подтверждают. Они практически ежедневно задерживают машины, гружённые древесиной. Но пустыри по Мельничному тракту всё равно растут быстрее, чем лес.
Владельцы садоводств по тракту в Мельничную падь (относится к Марковскому МО Иркутского района) бьют тревогу. Сосновые леса в этих краях за последние годы заметно поредели. Зато множатся пустыри, усеянные обзолом и вершинниками. Особенно с наступлением благоприятного сезона для нелегальных лесорубов. Проблема обсуждалась в Иркутске на слушаниях Общественной палаты Иркутской области.
– По Мельничному тракту фактически сформировалась устойчивая преступная группировка, уже не один год занимающаяся незаконными вырубками лесов в водоохранной зоне. Посмотрите на космические снимки, которые были сделаны в районе ДНТ «Жарки», на водоразделе между реками Кая и Большая Хея, – председатель территориального общественного самоуправления (ТОС) «Падь Мельничная» Юлия Карельченко демонстрирует «живописные» слайды участникам слушаний.
Это – прежнее место дислокации пилорам, которые занимались переработкой леса, добытого незаконно, как считают местные жители. Теперь же, когда лесные ресурсы истощились, лесопилки перебазировались чуть дальше, в район садоводства «Отрадное». Сейчас здесь работают, по подсчётам Юлии Карельченко, четыре пилорамы, но теперь условия труда изменились в лучшую сторону – удалось подключиться к электросетям. В «Жарках» же приходилось пользоваться дизельными станциями. Сегодня лесопилки укрываются от постороннего взгляда за трёхметровым забором. Но шила в мешке не утаишь, тем более от тех, кто живёт по соседству. Ведь и здесь, на прилегающих к садоводствам территориях – на водоразделе залива Курма Иркутского водохранилища, рек Большая Хея, Хея – лес уже исчез. Вырубка велась вплотную до берегов, в итоге полностью уничтожена водоохранная зона. А между тем реки эти впадают в Иркутское водохранилище, которое обеспечивает питьевой водой Иркутск и Шелехов.
Получается, что сегодня полностью уничтожена лесная зона двух садоводств Иркутского района, жители которых пытаются уже с 2011 года привлечь к проблеме внимание прокуратуры. Но это только вершина айсберга. В Приморском лесничестве, земли которого располагаются по Мельничной пади, полностью уничтожены деревья в лесных кварталах 194, 207, 208. Частично уничтожен лес в кварталах 224 и 225, но активная вырубка здесь продолжается, рассказывает Юлия Карельченко. Намечена новая вырубка в кварталах 194 и 195, 174, 175. В целом за эти годы вырублены по Мельничной пади тысячи гектаров сосняка, значительная часть его находилась на водосборной площади Иркутского водохранилища – на реках Средняя Хея, Шинихта, Дабата, Курма и других, впадающих в водохранилище.
Не исключено, что именно отсюда «вытекает» и часть проблемы с наполнением водой самого водохранилища. В последние два года она особенно обострилась, отмечает Юлия Карельченко. Угрозу несут и огромные завалы обзола и вершинника, которые покрывают опустошённые территории. Всё это создаёт лесопожарную обстановку вблизи жилья, тем более что поджоги – основной способ скрыть преступления в лесной сфере.
Смело вырубаются леса и вдоль береговой линии водохранилища. Но земли эти потом не простаивают – у них очень быстро появляются хозяева. Так, по информации, озвученной председателем ТОС, в частную собственность были предоставлены земли в районе ТЖС «Аквамарин», «Солнечный берег», ДНТ «Ангара», ДНТ «Янталь». Между тем по закону эти объекты ограничены в обороте. Юля Карельченко демонстрирует фотографии: на зачищенных от леса землях проведена отсыпка береговых линий, построены пирсы, на месте уничтоженного леса возведены жилые здания с канализацией. Из некоторых бань, разместившихся на берегу, сливы прямо по трубам поступают в залив, туда же отводятся стоки по ливневой канализации… Нет гарантий, что не происходит утечка из хозяйственно-фекальных канализаций, отмечает докладчица. А значит, в воду могут попадать фтор, никель, хром, фосфор и тому подобное.
Вплотную к автодороге на Мельничную падь за последний год активно вырубалась и лесозащитная полоса. Эти участки, по словам представителей ТОС, были незаконно выведены из состава лесного фонда и предоставлены в распоряжение садоводствам «Колобок» и «Надежда». Садоводства, в свою очередь, реализовали участки, а новые собственники поспешили их освоить – вместо лесозащитной полосы теперь вдоль дороги можно увидеть построенные кафе, жильё, продуктовые магазины.
В подтверждение своих слов о том, что вырубка леса и распределение земель под застройку ведутся незаконно, представители ТОС ссылаются на федеральные законы. В большинстве случаев вырубка по Мельничной пади ведётся во втором поясе (500 метров от берега) зоны санитарной охраны Ершовского водозабора и 200-метровой водоохранной зоне Иркутского водохранилища. Подобная деятельность ограничивается Водным кодексом РФ. Кроме того, с 2008 года Иркутское водохранилище распоряжением правительства РФ внесено в перечень водоёмов для обеспечения питьевой и хозяйственной деятельности двух и более субъектов РФ, также имеет статус особо ценного рыбохозяйственного объекта. Такая территория, согласно Земельному кодексу РФ, не должна предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, специально оговорённых в федеральных законах.
– Но администрация Марковского МО нарушает закон, меняет назначение земельных участков, вносит незаконные изменения в право землепользования и застройки. А далее администрация Иркутского района (в его состав входит Марковское МО) продолжает регистрировать правоустанавливающие документы на пользование участками в зонах санитарной охраны, игнорируя статьи Земельного кодекса. Регистрация права собственности влечёт нецелевое использование этих земель, уничтожение зелёных санитарных зон, размещение в охранной зоне неблагоустроенных домовладений, – рассказывает Юлия Карельченко.
По замечаниям общественников, они обратить внимание на вырубку леса по Мельничному тракту, которая с каждым годом становится всё масштабнее, пытаются с 2011 года. Документы и жалобы от представителей ТОС и частных лиц подавались неоднократно и в прокуратуру, и в агентство лесного хозяйства, и в ГУВД. Последний пакет документов от ТОС был передан 26 марта зампреду правительства Иркутской области Ивану Безматерных. «Считайте, что и это моё выступление – официальное обращение в прокуратуру», – сообщила на заседании председатель ТОС. Однако начиная с 2011 года реакции от властей и надзорных, правоохранительных органов местные жители так и не дождались. Тем временем в Интернете множатся сообщения о продаже новых земель в этих районах.
Напомним, в феврале 2015 года «СЭ» писал, что аналогичная ситуация сложилась в садоводстве «Мысовое», также расположенном в Иркутском районе по Байкальскому тракту. Тогда райсуд признал вину администрации, незаконно предоставившей членам садоводства 27 участков, на которых ранее проводились массовые спортивные соревнования, в том числе «Лыжня России». Иск по данному делу был подан Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой и Росимуществом. Собранные надзорным ведомством материалы были направлены в Следственный комитет для решения вопроса об уголовном преследовании мэра Иркутского района Игоря Наумова.
Источник «СЭ», представляющий оперативную группу ГУВД по Иркутской области, которая занимается преступлениями в лесной сфере, подтвердил, что незаконная вырубка по Мельничному тракту сегодня явление распространённое. По его словам, сейчас практически вся оперативная группа ГУВД действует именно в Иркутском районе, в том числе патрулирует и Мельничный тракт: «Мы дежурим круглосуточно. Буквально в минувшие праздники задержали в районе Мельничного тракта два КамАЗа, гружённых древесиной, на месте преступления. Ежедневно одну-две машины мы ставим на штрафстоянку в Хомутово до выяснения обстоятельств». Дальше, по словам собеседника «СЭ», разбираться с подобными фактами предстоит прокуратуре.
Представитель прокуратуры Иркутской области, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Александр Кремзуков сообщил на заседании Общественной палаты, что во всех муниципальных образованиях работает «масса представителей контролирующих органов» и именно им необходимо адресовать вопросы, связанные с нарушениями в лесной сфере. «А я бы, в свою очередь, дал оценку их работе. Потому что мы сами не обязаны подменять органы госконтроля и надзора. Мы обеспечиваем надзор за их деятельностью», – пояснил представитель прокуратуры. Правда, признал, что и областная прокуратура непосредственно может выявлять нарушения законов. «Это мы и делаем, в том числе на территории Иркутского района», – заверил представитель прокуратуры.
Члены Общественной палаты опасения тосовцев по ситуации в Мельничной пади разделили, они намерены обратиться в правительство РФ с предложением изменить статью УК «Незаконная рубка лесных насаждений» – расширить понятие «незаконная рубка», включив в него и процесс по самой заготовке древесины (валка, раскряжёвка, погрузка и т.д.). Правительству Иркутской области члены Общественной палаты рекомендуют организовать стационарные посты по учёту заготавливаемой древесины с определением объёмов заготовки по договорам аренды лесных участков. «СЭ» будет следить за тем, как развивается ситуация.