издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Патриотизм – материя тонкая

  • Автор: Владимир Дёмин

Как минимум два раза в год, в канун Дня Победы и в канун Дня народного единства, в России активизируются профессиональные воспитатели патриотизма. Если бы эти люди писали книги на избранную ими тематику, снимали фильмы или хотя бы устраивали концерты в стиле «старые песни о главном» – можно было бы понять и согласиться. Но эти люди ничего не производят, они только просят денег у государства на очередную «программу патриотического воспитания».

Дай миллиард!

Главным «патриотическим» проектом 2015 года станет – если не случится нечто ещё более вызывающее – затея братьев Михалковых, Никиты и Андрона, намеревающихся в рамках политики импортозамещения заместить в России весь иностранный фаст-фуд сетью отечественных забегаловок. Не  стоит обижаться на слово «забегаловка», здесь нет намерения оскорбить, но есть стремление максимально точно отразить суть заведения: забежал, перехватил непритязательной еды и побежал дальше. Проблем с проектом Михалковых, собственно, две – братья просят у государства миллиард рублей на развитие, а основой затеи станет программа жены Андрона, Юлии Высоцкой, «Едим дома».

Если бы Никита и Андрон Сергеевичи чуть более интересовались, что думает потенциальный потребитель о фундаменте их проекта, то они не нашли бы ничего точнее, чем фраза юмориста с канала ТНТ, адресованная Юлии Высоцкой: «Что ты варишь, что это за зелье?!» Ни по основным ингредиентам, ни по итогу кухня Высоцкой не имеет отношения к отечественной традиции. Это интересно, это даже доступно (в крупных городах, по крайней мере), это, вероятно, вкусно, но это явно не быстро. «Ягнятина, томлёная в сидре с овощами» или «тунец с овощами и яблоком в шпинатной заправке» – блюда для полноценного ресторана (и то не каждого), а не для перекуса офисного работника. И уж тем более не для студента или рабочего, которым такие радости жизни вряд ли по карману. 

Если братья Михалковы умеют считать – а они явно умеют, – то их сеть ресторанов (забегаловок) при всём желании создателей не появится в городах с населением ниже определённого количества жителей. Как правило, крупные сетевые предприятия общепита и торговли не приходят в города с населением менее миллиона. Допустим, что в России планка может быть понижена до 500 тысяч. В таком случае в Восточной Сибири сеть Михалковых придёт в Иркутск и Красноярск, на Дальнем Востоке – во Владивосток и Хабаровск. И всё. Но и в этих городах возникает неожиданная для создателей проблема: никаких вражеских «макдональдсов» здесь нет. Зато есть собственные сети и отдельные предприятия, созданные местными до третьего-четвёртого колена предпринимателями. 

И вот представьте себе картину: новая федеральная сеть, поддержанная на высшем уровне чудовищными по объёму бюджетными вливаниями, не создав никаких проблем иностранцам, потопит местных жителей. Из чистого, заметим, патриотизма. Ни у кого же нет сомнений, что проект братьев Михалковых не преследует цели заработать денег? Ну что вы, какие деньги, исключительно идейные соображения. Говяжья котлета с отечественным названием гораздо полезнее для желудка, чем такая же котлета, но под лейблом «гамбургер», а сдобная булочка полезнее круассана. Можно по мотивам Чехова такой фильм на эту тему снять – «Оскар» вряд ли, а «Золотой орёл» гарантирован. Вероятно, именно это и имели в виду два действительно талантливых режиссёра: как кулинарный проект сеть всё равно прогорит (в кризис все предпочитают есть дома, это дешевле), а вот рекламные ролики станут вкладом в киноискусство – как и почти всё, к чему прикасаются Михалковы.  

Маловато будет…

Обижаться на аппетиты братьев-режиссёров в нынешней ситуации, право слово, не стоит. С патриотизмом дела действительно обстоят очень плохо. Настолько плохо, что государственные структуры даже не берутся проводить нормальные социологические опросы и уж тем более рекламировать их. Возьмём в качестве примера Великую Отечественную войну как событие, вокруг которого формировался и формируется главный вектор патриотического воспитания в стране. Фонд «Общественное мнение» пару лет назад опрашивал россиян об отношении к Дню Победы – и уже тогда результаты были настораживающие. Люди старше 45 лет точно (до 90%) знали хотя бы одного родственника-ветерана; каждый четвёртый в возрасте от 18 до 30 лет считал, что никто из членов семьи не воевал. В 40% семей не сохранилось никаких свидетельств о войне – ни писем, ни фотографий, ни наград. Каждый седьмой (14%) никак не отмечал День Победы, 3% вообще не считали его значимым событием. 

Всегда можно отмахнуться от таких данных, сославшись на то, что федеральные фонды и центры изучения общественного мнения в Иркутске не работают. Это, вероятно, чистая правда. Но не потому ли, что у нас опрос показал бы ещё более жуткие результаты? Некий иркутский школьник взял на себя труд опросить ровесников об основных датах и событиях Второй мировой войны. Результат (обнародованный заместителем декана исторического факультета ИГУ Алексеем Петровым) такой, что методическому объединению учителей истории впору объявить о самороспуске: «В каком году началась Вторая мировая война? Правильно ответили 32%. В каком году началась Великая Отечественная война? Правильный ответ у 82%. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Правильный ответ – 51%. Назовите хотя бы трёх полководцев Великой Отечественной. Назвали 34%. Что вы знаете об А.П. Белобородове? Ничего не знают и не слышали о таком 82%».

В общем, жаловаться некому – дети всего лишь отражение родителей, а родители не лучше. Давайте спросим друг у друга простые вещи: сколько было иркутян – Героев Советского Союза? Какие части формировались в Иркутске? Какие самолёты производили на авиазаводе и сколько их было отправлено на фронт? Где воевал и чем командовал Афанасий Белобородов? Почему до сих пор нет памятников там, где давным-давно установлены камни с обещаниями? Едва ли мы сможем ответить, хотя в бюджетах разных уровней заложены средства на патриотическое воспитание, десятки организаций позиционируют себя как патриотические и даже выигрывают государственные гранты. Никто, видимо, не спрашивает за исполнение программ и проектов – потому что страшно и стыдно, слишком слабые результаты. 

Есть, например, сайт «Подвиг народа». Многие хвалят, потому что впервые обнаружили не только имена своих родственников и список их наград, но и в отдельных случаях – сканы подлинных документов с описанием подвига. Удивительно, что вы раньше этого не знали: это же ваш родной дед или прадед! Ветераны, правда, не всегда любили рассказывать о войне, а среди тех, кто говорил много и охотно, не все были настоящими ветеранами – таких историй в любом совете ветеранов (от Великой Отечественной до антитеррористической операции на Северном Кавказе) знают множество. Но спросить-то можно было? 

В то же время даже «Подвиг народа» содержит лишь незначительную часть информации – по сибирским и особенно забайкальским подразделениям во всяком случае. В одном небольшом городе в Забайкальском крае, например, был сформирован в начале войны отдельный лыжный батальон. Из нескольких сотен бойцов домой вернулись лишь восемь человек, но и про этих на сайте есть лишь данные о награждении орденами Отечественной войны в 1985 году – даже к 70-летию Победы у нас в стране не успевают оцифровать и выложить архивы. (Вот уж кому надо увеличить штатную численность и финансирование, пока бумага в архивах в пыль не рассыпалась.)

Подозреваю, что с патриотическим воспитанием в том городе дела обстоят очень и очень непросто. Как прикажете объяснять школьникам, что не только батальон был выбит за полгода боёв, но и от всей хорошо обученной и экипированной дивизии, числившейся ранее в штате НКВД,из списочного состава в 14 тысяч человек к середине 1942 года осталось едва 1700? Большинство погибших, как писал начальник политуправления фронта, хоронили без опознания, потому что у бойцов не было при себе ни медальонов, ни документов, в некоторых полках вообще не велись списки личного состава, не были организованы похоронные команды, командиры не знали, кто выбыл в госпиталь и так далее. При этом дивизия (неоднократно переформированная и получавшая пополнения) два года стояла практически на одном месте. И сколько было таких примеров?..

Традиционные эксцессы

Привычка заниматься любым делом – будь то строительство или патриотическое воспитание – в авральном порядке всё время приводит нас на одно и то же поле, устланное граблями. Уже можно даже не сомневаться, что к Дню Победы произойдёт несколько скандалов с поздравлениями и уличным оформлением, изданием книг и открыток. Нынешний год не стал исключением, и самый крупный прокол совершён на сайте Министерства обороны РФ. Именно этот сайт недавно обнародовал документы и фотографии под общим названием «Первый день войны». Работник, выполнявший эту задачу, должен быть уволен с позором, вузовский диплом и школьный аттестат нужно изъять – почти на каждой второй фотографии можно без труда датировать изображённое 1942-м, 1943-м и любым другим военным годом, но только не 1941-м. 

В марте в одном из российских регионов на улицах разместили баннер, «украшенный» немецким солдатом в форме начального периода войны. Немец, в форме с характерными орлами на нужных местах, с чувством удовлетворения обозревал очень узнаваемую местную достопримечательность – видимо, фото было сделано в тот момент, ко­гда вермахт только что захватил эту территорию и ещё не успел ощутить на себе контрудар Красной Армии. Одновременно некое «патриотическое» издательство, спешившее, видимо, отработать воспитательный госзаказ, издало книгу, посвящённую советской военной технике времён войны. На обложке красовался легко узнаваемый специалистами японский линкор «Ямато» под японским же флагом, на который заходил в пике  американский самолёт-торпедоносец.  

В то самое время, когда огромный (все мы знаем этот стандарт – три на шесть метров) баннер красовался на центральных улицах города, в московском магазине «Техника молодёжи» снимали с витрин крохотные коллекционные фигурки оловянных солдатиков и бюсты в немецкой форме. Вообще у нас в стране запрещена публичная демонстрация нацистской, то есть партийной символики – свастики, символики войск СС, но и то с определёнными исключениями. В кино, например, без этого никак и потому можно. В музеях – тем более, в исторических книгах – ну как без демонстрации? В случае с коллекционерами и изготовителями моделей, дело которых ещё не завершено и может кончиться очень плохо, речь шла о символике вермахта, не более. Даже на бюсте, обозначенном как «панцергренадёр СС», никаких рунических символов не видно. А отдуваться за иск «патриота» будет фирма, занимавшаяся в основном изготовлением моделей советской техники – вражеская составляла не слишком большой процент. 

После скандала с увольнением министра культуры Красноярского края (за конкурс кондитерских изделий, где фигурировал торт в виде похоронки) и уже не первого скандала с приуроченным к Дню Победы фестивалем танцев у шеста, чиновники – от федеральных до муниципальных, – конечно, кинутся наводить порядок в патриотическом воспитании. И тут главное не пороть горячку. Депутаты Государственной думы от КПРФ, полагающие, что в силу партийной принадлежности знают о патриотизме всё, что нужно, уже предлагают готовый рецепт: вернуть в школах тот порядок, что был при славной памяти товарище Андропове. То есть день начинается с политинформации, еженедельно и ежемесячно проводятся класс­ные и общешкольные собрания, конкурсы политической песни и далее в том же духе. Вот только этого не надо. Как раз поколение, воспитанное при Брежневе, Черненко и Андропове, принимало активное участие в развале СССР, запрете советской истории в бывших союзных республиках и прочих антипатриотических эксцессах. 

Что угодно – но только не повторение тех практик. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры