Чудо-роботы из Белоречки
На базе поселковой школы создаётся полноценный ресурсный центр
В Белореченской средней школе умеют удивить любого гостя. Например, техническое оснащение здесь не просто не уступает многим городским, но часто и превосходит их. А городского гостя больше всего тут поражает не кабинет психологической разгрузки, не кружок робототехники, где летают, ползают и ездят по полу диковинные чудо-роботы, сделанные ребятами, не информационная система в столовой, которая СМС-рассылкой информирует родителей о том, что именно съел на обед их ребёнок. Самое удивительное – сами дети, которые здороваются со всеми незнакомыми взрослыми. Причём делают это привычно легко, без малейшей неловкости. Просто здесь до сих пор так принято.
В Иркутской области будет создано 10 ресурсных центров, в которых будут апробироваться новации в сфере образования. Первые центры появятся на базе общеобразовательных школ, в том числе и в сельских территориях. Об этом заявила министр образования региона Елена Осипова, побывав в средней школе посёлка Белореченское Усольского района. Можно сказать, что здесь уже создан полноценный ресурсный центр. Например, в районе развивается физико-математическое и инженерно-техническое образование, школа активно участвует в реализации программы «Доступная среда» по инклюзивному образованию, успешно работает программа «Инфошкола».
Директор белореченской школы Любовь Мамойко знает, как показать свою школу с лучшей стороны. Первым делом она ведёт министра в кабинет психологической разгрузки. По крайней мере, преподавателям здесь нравится посидеть в одиночестве, посмотреть на пузырьки, медленно поднимающиеся вверх в столбах света. Это специальные «пузырьковые колонны», закупленные в комплекте с другим оборудованием, равного которому нет во всём районе.
– Если школа – это территория ограничений, где действуют строгие правила, то у меня здесь ребятам можно всё, – говорит психолог Светлана Аксакова. – Можно лежать на полу, можно всё трогать, можно плакать и смеяться. Буквально перед вами девочка уже забежала, поплакала из-за того, что уроки не сделала и теперь боится на занятие идти.
Оборудование было закуплено два года назад по программе «Доступная среда». С тех пор тут проходят и тренинги, и индивидуальные консультации для детей и родителей. Комната психологической разгрузки в школе очень нужна, ведь здесь успешно пытаются внедрять инклюзивное образование. Уже набран класс, в котором 11 ребят занимаются по программе «восьмого типа». Педагоги поймут, что речь идёт о коррекционном обучении для детей с умственной отсталостью. Впрочем, в этой группе собраны ребятишки 2–4 классов с разными нарушениями здоровья. Например, есть дети с нарушениями слуха. Для них тоже имеется специальное оборудование – усилители звука, выглядящие как большие наушники, к которым присоединены микрофоны.
После того как в 2012 году школа вошла в программу «Доступная среда», на условиях софинансирования здесь был проведён ремонт и получено оборудование на сумму более 2 млн рублей из местного и регионального бюджетов. В 2014 году в программу вошли также новомальтинская, тайтурская, тельминская, мишелёвская школы, им выделено оборудование на сумму 4 млн рублей.
А наш дальнейший путь лежит в школьную столовую. Удивлять здесь начинают с порога. У самой двери расположен большой дисплей. Классный руководитель начальной школы подходит к этому дисплею и заказывает необходимое количество обедов. А старшеклассники сами проходят на кассу, выбирают себе блюда и оплачивают не наличными деньгами, а специальной пластиковой картой. Система снимает с карты деньги, заброшенные туда родителями, и тут же отправляет СМС-отчёт: сын ваш скушал кашу и выпил компот, после чего на балансе осталась энная сумма. И родители точно знают: скушал кашу, а не потратил деньги на что-то другое. Кстати, обед здесь стоит от 34 до 44 рублей. В общем, везде бы так.
Но самое интересное нас ожидало впереди. В кабинете робототехники было полно ребят. Говорят, он вообще пустым не бывает. В честь визита министра завели сразу всех роботов, и они начали ползать, ездить и тарахтеть. Один даже сеял воображаемые семена. Но если его усовершенствовать, из него может получиться полезная в сельском хозяйстве машина.
– Мы провели исследование и выяснили, что наше сельское хозяйство развито не очень хорошо, – очень серьёзно сообщает нам семиклассник Артём. – Например, в США с 1 га собирают 80 тонн зерна, а у нас только 20. Поэтому надо наше сельское хозяйство тоже развивать.
Чтобы помочь агробизнесу, ребята создали робота-озеленителя. Он умеет сеять морковку, свеклу, а если его немного модернизировать, будет сажать картошку. С этим роботом ребята уже съездили на соревнования самых разных уровней и везде имели успех. Оно и понятно, ведь все хотят, чтобы наше сельское хозяйство развивалось.
Робототехника совершенствуется в белореченской школе недавно, но за эти полтора года ребята добились потрясающих успехов. Наверное, потому, что им очень интересно. Например, на различных всероссийских мероприятиях по робототехнике школьники Усольского района уже заняли 63 призовых места. Такой быстрый успех – во многом результат так называемой «сетевой» системы, которую взялись развивать в Усольском районе.
Начальник управления образования Усольского района Нина Татарникова говорит: преимущество сетевого подхода заключается в том, что на базе одной из школ можно развивать какое-то направление, а другие учреждения будут принимать в нём участие. Например, в Белореченском лицее открылся районный физико-математический класс, который опекает Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет.
В физико-математическом классе учатся 40 школьников 8–11 классов со всего района. Занятия проводятся преподавателями ИрГТУ по субботам на базе Белореченского лицея, куда привозят детей из соседних посёлков. Раз в месяц ученики районного класса выезжают в технопарк ИрГТУ, где имеют возможность под руководством научных сотрудников выполнять практические работы.
А вот кружок по робототехнике курирует ИрГУПС, с которым у муниципалитета также заключён договор о сотрудничестве. В рамках обучения проводятся выездные занятия в лаборатории вуза. В целом робототехникой в Усольском районе занимаются 373 школьника из 16 образовательных учреждений. Обучение ведут 30 педагогов, прошедших курсовую подготовку и стажировки, пятеро из них являются аккредитованными инструкторами-стажёрами Всероссийской программы «Робототехника». Причём занятия для детей проходят совершенно бесплатно. К сожалению, желающих много, но не хватает возможности всех принять.
Нина Татарникова говорит, что в настоящее время 70% школ района оснащены цифровым оборудованием для наблюдений и экспериментов, 100% школ имеют мультимедийное и интерактивное оборудование, 75% школ оснащены оборудованием для моделирования и конструирования, в 35% школ есть кабинеты для учебно-исследовательской деятельности.
– Опыт Усольского района в целом интересен тем, что все проекты внедряются сетевым образом, – говорит Елена Осипова. – Одна школа становится центром по конкретным направлениям для детей из других школ. Всего по области планируется на базе различных школ в сёлах и в городах открытие 10–12 ресурсных центров, на базе которых будут апробированы различные проекты, а самые успешные начнут транслироваться на весь регион.