издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Книги Распутина – лекарство от беспамятства»

  • Записала:  Ольга ОЛЁКМИНСКАЯ

Интервью с профессором, заслуженным экономистом России, директором Международной школы управления «Интенсив» Академии при президенте РФ, сопредседателем литературного клуба Иркутского землячества «Байкал» (Москва) Виктором Вороновым состоялось незадолго до ухода из жизни Валентина Григорьевича Распутина. Они были хорошо знакомы, в те дни на их общей родине – сибирской земле – готовился к выпуску проект Иркутского академического театра «Валентин Распутин. Читаем вместе». Наш разговор был посвящён творчеству Валентина Григорьевича, смелой правде и лиричности его произведений. Теперь же эта статья выходит в память о великом писателе…

– Виктор Васильевич, когда вы впервые взяли в руки книгу Валентина Распутина?

 – Вопрос для меня несколько неожиданный. Мне-то кажется, что я давным-давно знаком и с творчеством Валентина Григорьевича, и с ним самим… Вроде бы так было всегда. Валентин Григорьевич старше меня, и становление его профессионального мастерства писателя происходило в те годы, когда я учился в школе, а затем в Иркутском политехническом институте. Тогда читали много. От корки до корки зачитывали каждый свежий номер «Роман-газеты», «Огонька», с нетерпением ждали выхода и других журналов, книг, которые выпускались миллионными тиражами. Известных и громких имён было много. И сказать, что в этом многообразии я сразу «заприметил» Валентина Распутина, – значит сказать неправду.

Однако в театрах Советской страны тогда уже активно шли постановки по произведениям Александра Вампилова и Валентина Распутина. Большие дискуссии о гармонизации отношений человека и природы вызвал кинофильм «У озера» Сергея Герасимова. Наверное, также срабатывал и этот не очень хороший принцип: «Нет пророка в своём Отечестве». Конечно, наши взоры были устремлены туда – в центр, в Москву. Оценки оттуда сильно влияли и на выработку наших собственных оценок и мнений. Да и сейчас, во времена шоу и сплошного телевидения, это тоже сильно проявляется. Но всё же позднее, на стройке и на комсомольской работе, я стал более внимательно читать распутинские произведения. Тем более что многие из них затрагивали самые злободневные вопросы действительности страны и Иркутской области. Да и нашим гостям из Москвы мы уже тогда (и даже с гордостью за земляка) дарили некоторые книги Валентина Распутина, выпущенные в Иркутске. Поэтому настолько ли важна конкретная дата первого знакомства с произведениями Распутина?

– Как вы считаете, почему со-временному человеку нужно читать произведения Валентина Григорьевича?

 – Современному человеку, а особенно молодым людям, крайне необходимо читать произведения Валентина Григорьевича. Почему? Прежде всего для того, чтобы заставить работать свой ум, душу, сердце – то есть работать над собой. Его книги учат задумываться, сверять свои поступки и действия с тем, о чём пишет Валентин Григорьевич, а также помогают вырабатывать для себя ту или иную жизненную установку, ценности. Конечно, очень важно читать его прозу, принимая при этом своеобразное и всем нам нужное лекарство от беспамятства (или, наоборот, лекарство по укреплению нашей памяти).

Например, повесть «Прощание с Матёрой» во многом очень провидческое произведение. Такие люди, как Валентин Григорьевич Распутин, – люди планетарного масштаба. Они видят многое сквозь толщу времён, могут в своих произведениях прямо и иносказательно отразить то, что потом сбывается. Прощание с Матёрой – малой родиной жителей одноимённой с островом приангарской деревеньки – неожиданно, всего через каких-то пятнадцать лет, аукнулось для всех нас вселенской катастрофой: разрушением и разграблением нашей большой родины – Советского Союза. Таким образом, прощание даже с одной малой родиной оказалось пророческим прощанием с родиной большой. Мы все теперь «задним умом» понимаем, что тоже сплоховали, дали возможность рвачам, негодяям, предателям и демагогам разрушить созданное огромным трудом многих поколений советских людей. Об этом с болью Валентин Григорьевич напишет в более поздних своих книгах. В «Прощании с Матёрой», прочитав его теперь, можешь услышать предостерегающие от большой беды «нотки», звуки, слова, оттенки, намёки, выводы и другие различные знаки, которыми писатель тогда пытался, возможно и сам ещё до конца этого не представляя, всех нас оберечь…

– Актуальна ли тема этого произведения сегодня? Какая тема в повести стала главной для вас?

– Совершенно правильно в вопросе звучит слово «тема». Конечно, не одну, а много тем в этом произведении находит каждый читающий его или смотрящий кинофильм или спектакль по этой повести. Большинство тем, поднятых в повести, несомненно, актуальны и сегодня. К примеру, гармонизация отношений активной хозяйственной деятельности человечества и природы. Всё ли правильно просчитывается и прорабатывается при введении новых и новых гидроэлектростанций? Где их лучше строить и как, с тем чтобы причинить меньший вред природе нашей планеты? Ведь и при строительстве следующей на Ангаре – Богучанской ГЭС – были допущены те же ошибки, и последствия их ещё долго будет ощущать на себе не одно поколение нашего народа. И, конечно, очень важны темы «корней» человека, сохранения малых родин, разговор о нашей памяти, совести, справедливости. Все эти темы главные, все они связаны друг с другом, переплетены. Чем и ценно это произведение Валентина Распутина. Конечно, эта драматическая и даже близкая к трагическому, печальная повесть Валентина Григорьевича не какое-то «лёгкое чтиво», в котором для поднятия настроения можно выбрать любимые места. Но особенно хотелось бы отметить монологи и целые рассказы-воспоминания главной героини повести, Дарьи, о нашей памяти, совести, что «её ни у кого не купишь», что всё в жизни должно делаться по-человечески…

– Нужны ли сегодня проекты, подобные народному чтению «Валентин Распутин. Читаем вместе»?

– Несомненно! Такие проекты ещё более актуальны при сегодняшнем общем снижении уровня чтения в нашей стране, да и в целом в мире. Нужно изыскивать самые различные способы, чтобы, используя не только сами книги, а и другие современные технические средства: компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.п., – подталкивать людей к знакомству с шедеврами нашей отечественной литературной классики, к числу которой по праву относится большинство произведений Валентина Распутина. То, что благодаря Иркутскому академическому театру триста сорок пять человек прочитали по отрывку из «Прощания с Матёрой», подтолкнёт других тоже прочитать эту или иную повесть Валентина Григорьевича, познакомиться с другими писателями. Хочется в это верить!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры