Кодекс в действии
Работа по внедрению Стандартов корпоративной этики в ОАО «Иркутская электросетевая компания» началась год назад. За это время были достигнуты определённые результаты, в каждом филиале есть уполномоченный по этике, отвечающий за приём сообщений, поступающих на «неравнодушную линию» от работников. Однако численность персонала в филиалах не позволяла уполномоченным охватить всех работников и донести до каждого идею внедрения Стандартов корпоративной этики. Для более успешного внедрения различных новшеств бизнес всегда использовал самые интересные технологии, и дистанционный курс «Кодекс корпоративной этики» стал, на взгляд руководства ИЭСК, наиболее эффективным приёмом ознакомления и продвижения Стандартов корпоративной этики.
Обучение в филиалах началось в конце февраля с информирования персонала о целях и структуре курса, что, как оказалось, немаловажно. Люди, работающие в энергетической отрасли, привыкли изучать сложное оборудование, огромное количество правил работы и сдавать по нескольку экзаменов в год. И каждое новое обучение вызывает у большинства работников стрессовое состояние.
Ответственную роль организаторов обучения приняли на себя руководители кадровых подразделений ИЭСК, началось обучение с работников, имеющих персональные компьютеры, что позволило сориентироваться в сроках проведения обучения всего персонала. За две недели дистанционный курс прошли все, кто имел доступ к ПК на рабочем месте. С первых же дней начала обучения спало напряжение, которое возникает, когда необходимо что-то учить, а потом ещё проходить тест. Сразу пошли разговоры о том, что это интересный, лёгкий и правильный курс, который вызывает не негатив, а только положительные эмоции, поскольку вся информация доступна и преподносится ненавязчиво.
Сложнее было с персоналом, который не имеет персональных компьютеров на рабочем месте: затрачивается гораздо больше времени – с отдалённых участков приходится людей возить к оборудованным ПК рабочим местам, а это расстояние иногда составляет до 70 км.
«Сама программа разработана интересно, хорошая анимация, особенно все отметили сходство Бориса Николаевича Каратаева – генерального директора нашей компании, – делится впечатлениями о пройденном обучении УпЭ филиала ОАО «ИЭСК» «Западные электрические сети» Бесики Агумава. – А из всех вопросов у персонала вызвал улыбку вопрос о том, можно ли по пути завезти картошку тёще. Одним из положительных моментов является то, что при обучении каждый работник лично принял участие, визуально ощутив присутствие программы корпоративной этики в нашей компании. Если при встречах с персоналом на участках наблюдалась пассивность в дискуссиях, то здесь люди проявили повышенный интерес».
Согласен с оценками коллеги и уполномоченный филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети» Надежда Миритинова. «В целом процесс обучения организован на должном уровне: ярко, чётко, доходчиво, темы сюжетов очень актуальны, что позволяет легко усвоить подаваемый материал. Отношение специалистов – понимающее, рабочих – частью отрицательное, но только из-за отсутствия навыков работы на персональных компьютерах», – отметила Надежда.
Проблемы при прохождении курса были только технические, в основном это трудности, связанные с отдалённостью районов, отсутствием там стабильной сети Интернет. Но и этот вопрос решали в установленные сроки.
Уполномоченные по этике филиалов ОАО «ИЭСК» собрали отзывы работников о дистанционном курсе «Корпоративная этика». Так, в филиале компании «Восточные электрические сети» озвучивали такие мнения: интересное, оригинальное, нескучное оформление курса; доступное и понятное изложение материала. Также отмечали саму идею интерактивного обучения – возможность «побывать» в разных регионах и городах, получить дополнительную информацию о других объектах электроэнергетики. Вызвал симпатию у работников и главный герой курса Егор.
Прошедшие обучение среди плюсов курса отметили, что предлагаемые задания позволили проверить отношение человека к моральным ценностям, продемонстрировать свою жизненную позицию, выбрать вариант поведения «по совести». Узнаваемый образ генерального директора даёт уверенность в заинтересованности высшего руководства в воплощении принципов корпоративной этики. Радует серьёзный подход к внедрению Кодекса этики, что также даёт уверенность в защищённости в случае трудной ситуации, в адекватности принимаемых решений. Хорошее восприятие материала по сравнению с необходимостью изучения большого количества внедряемых стандартов на бумажных носителях.
«Хочется сказать огромное спасибо руководителям подразделений, так как большая заслуга в успешном прохождении обучения заключается именно в их работе с персоналом», – подчеркнула в заключение УпЭ филиала ОАО «ИЭСК» «Северные электрические сети» Ольга Швабова.
Благодаря курсу число обращений к уполномоченным по этике возросло, больше стали получать вопросов от работников о правильности, этичности тех или иных поступков коллег и руководителей. Иногда можно было услышать споры о том, что можно считать конфликтом интересов, а что нет. Все эти моменты говорят: персонал стал задумываться о Кодексе корпоративной этики как о серьёзном инструменте формирования честных и открытых взаимоотношений в коллективе.