На смену тёплой зиме – селеопасное лето
Прогнозами на долгосрочную и краткосрочную перспективу поделились иркутские климатологи
Комфортную зиму сменила не менее комфортная весна. Во всяком случае, март. Максимальная температура воздуха в этом месяце в Иркутске составила 16,9 градусов, среднемесячный показатель был выше нормы на 2 градуса. Таким образом, мировой тренд на потепление проявляется и в Восточной Сибири. Но, как замечают иркутские учёные, развивается он быстрее. За последние 100 лет среднегодовая температура в мире повысилась на 0,6 градуса, а в пределах Байкальского региона на 3,5. Тем не менее прогноз некоторых российских учёных на долгосрочную перспективу не в пользу сибиряков. Они придерживаются версии, что Землю ждёт малый ледниковой период.
На сегодняшний день науке уже известно, что температура воздуха напрямую зависит от циркуляции атмосферы (это циклоны, антициклоны, атмосферные фронты, холодные и тёплые окклюзии). Поэтому, чтобы выявить закономерности современного погодообразования в Иркутской области, учёные Института географии СО РАН, занимающиеся вопросами изменения климата, уделили детальное внимание именно циркуляционным процессам. Материалами своих наблюдений с «СЭ» поделилась научный сотрудник лаборатории гидрологии и климатологии Ольга Осипова.
В Восточной Сибири и Иркутской области в частности за период инструментальных наблюдений (начиная с конца 1800-х годов) сменилось, как и во всем мире, три циркуляционных эпохи. Сначала, по словам Ольги Осиповой, наблюдалась меридиональная циркуляция, при которой обмен тепла и воздуха происходит между высокими и низкими широтами (т.е. с севера на юг) и наоборот. При меридиональном движении атмосферных фронтов температура воздуха может меняться до 20 градусов, причём в очень короткие сроки – в течение нескольких часов.
Где-то с середины 1970-х годов прошлого столетия меридиональная эпоха уступила место зональной, когда общий перенос воздуха идёт с запада на восток. Атмосферный фронт, движущийся в широтном направлении, способен устроить потепление или похолодание в среднем лишь на 8 градусов.
– В Восточной Сибири также с середины 70-х годов меридиональная эпоха сменилась, начал преобладать широтный перенос масс. Как следствие, начала повышаться среднегодовая температура. Таким образом, мы тоже оказались не исключением в глобальном тренде, но – со своими особенностями, – рассказывает собеседница «СЭ».
Как выяснили иркутские учёные, в Забайкалье, Иркутской области температура повышается значительно быстрее, чем в мире. Так, за последние 100 лет среднегодовая температура на планете повысилась на 0,6 градуса, в России – на 0,9; между тем в Байкальском регионе эти изменения составили 3,5 градуса.
Но, как оказалось, в разрезе по сезонам среднегодовой многолетний показатель растёт неравномерно. Повышение идёт в основном за счёт зимних месяцев, летом же средняя температура остаётся стабильной, за исключением отдельных локальных случаев.
Однако от характеристики «аномальная» в отношении наблюдаемых в Иркутской области явлений Ольга Осипова предлагает воздержаться. По её мнению, нынешний сценарий вполне вписывается в общую картину изменения климата на всей планете и на отдельных материках в частности.
– Все «аномалии» цикличны, всё повторяется, всё уже когда-то было, – комментирует она.
Для сравнения учёный берёт характеристики нетипично теплой, с точки зрения обывателя, зимы 2015 года. Так, в январе средняя температура первых двух декад оказалась в Иркутске на 6–10 градусов выше нормы. Однако за последние четыре десятилетия такая ситуация повторялась в Иркутске уже дважды – в январе 2002 и 1995 годов.
– Я бы предложила эти случаи называть лишь скромно – отклонение от нормы, – говорит исследователь.
И в каждом частном случае у таких отклонений могут быть совершенно разные причины. Например, приятно удивившая всех сибиряков тёплая зима 2014-2015 годов связана с тем, что в первых двух декадах января сибирскому антициклону, который «отвечает» за зимнюю погоду – ясную морозную с высоким атмосферным давлением – в этом году помешали разгуляться циклоны с Дальнего Востока.
– Они сформировались и один за другим пришли к нам с Тихого океана, тем самым полностью блокировав сибирский антициклон. Если посмотреть на синоптические карты, то антициклон находился всё время ниже Байкальского региона. В 2012 году, когда также наблюдалась достаточно умеренная зима, причины были аналогичными. Проявили себя тихоокеанские циклоны даже на территории Якутии, – рассказывает Ольга Осипова, – и, как следствие, морозы до 20 чисел января в Якутии были не такие суровые, как обычно.
Иркутская весна 2015-го тоже под «аномалию» не попадает, уверяет учёный. Март выдался действительно тёплым, но – не перебил рекордов предыдущих потеплений. Например, 25-го числа в Иркутске отмечен абсолютный максимум температуры – 16,9 градусов. Но, опять-таки, абсолютный максимум 1994 года составил 20 градусов. «Просто про это уже мало кто помнит», – добавляет собеседник издания и приводит в пример март 2002-го, когда максимум достигал уже 10-11 марта и был 14-15 градусов. Зато по осадкам, в отличие от температуры, в Иркутской области наблюдается отрицательный тренд. Если за пример взять тот же март 2015-го, то в Иркутске выпало 6 мм осадков, что составило только 50% от среднемесячной нормы.
Между тем, исходя из мировых научных исследований по климату, в последние годы глобальное потепление приостановилось. Сейчас температура колеблется в пределах максимума, который уже был достигнут в прежние годы. Что наблюдается и в отдельно взятом Байкальском регионе, говорит исследователь. Вопрос о том, как будет развиваться глобальный климат дальше, пока остаётся спорным. Существуют две основные противоположные точки зрения. Так, российские и японские учёные считают, что планету ждёт малый ледниковый период после 2060-х годов. Оппоненты уверены, что Землю ждёт потепление со всеми вытекающими – таяние ледников в Гренландии, Северно-Ледовитом океане, повышение уровня Мирового океана. А пока текущее изменение климата России в целом можно охарактеризовать как продолжающееся потепление, превышающее среднее глобальное.
– Но если говорить о долгосрочном прогнозе, то я тоже приверженец первой версии. Тем более, по нашим наблюдениям, в регионе за последние 10 лет постепенно начинает преобладать меридиональная циркуляция, то есть опять грядёт смена циркуляционной эпохи. Причём набирает обороты в этом атмосферном процессе именно южная составляющая – перенос воздушных масс с юга на север, когда наблюдается выход южных циклонов. Они обладают очень высокой скоростью, сопровождаются ливневыми осадками и большим контрастом температур на атмосферных фронтах, – говорит Осипова.
А исходя из этих наблюдений собеседник «СЭ» делает некоторые прогнозы уже и на ближайшую перспективу: в ближайшие годы в регионе можно ожидать увеличения опасных гидрометеорологических явлений – засух, наводнений, селей.
В горах на этот момент (май-июнь) всё ещё сохраняется большое количество рыхлого снега, к нему добавляются ливневые осадки, которые сопровождают выход южных циклонов. Как раз такие «благоприятные» условия сложились в прошлом году в районе посёлка Аршан, на который обрушился сель.
– Я детально изучила также циркуляционные условия предыдущего селя в Аршане, прошедшего в 1962 году. Выяснилось, что и тогда синоптические условия были аналогичны нынешним – селю предшествовал южный циклон, – делает выводы учёный.