издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Малыши» под давлением

Административная нагрузка на малый и средний бизнес растёт, хотя надзорные ведомства сокращают количество проверок, считает бизнес-омбудсмен Приангарья

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Нарушений, которые находят у малого бизнеса, становится меньше, однако некоторые контролирующие структуры по итогам прошлого года собрали вдвое больше штрафов, чем в 2011 году. По данным опроса руководителей малых и средних предприятий Иркутской области, 47% респондентов заявили о том, что на различные административные платежи приходится пятая часть их выручки. Эти и другие данные, свидетельствующие о том, как нелегко живётся нынче «малышам», на прошлой неделе представил в проекте своего ежегодного доклада уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко.

По официальным данным, в Иркутской области становится всё меньше субъектов малого и среднего предпринимательства: с 121,6 тыс. в 2011 году их число уменьшилось до 113,2 тыс. в 2014-м. «Есть относительный рост в прошлом году по сравнению с 2013-м, но он условный, и мы пока не можем вернуться к параметрам прошлых лет», – сообщил на прошлой неделе Алексей Москаленко, ссылаясь на информацию Иркутскстата. Тем не менее, хотя количество зарегистрированных бизнесов сокращается, число рабочих мест в них плавно растёт. По итогам прошлого года на себя или в небольших предприятиях работали 26,5% всех занятых в экономике региона.

Увеличивается и объём обязательных страховых взносов – в прошлом году, по данным Пенсионного фонда, малый бизнес перечислил более 61 млн рублей, годом раньше – 56,7 млн рублей. По мнению бизнес-омбудсмена, это говорит о том, что предприниматели начали потихоньку выходить из тени. Однако делать это им по-прежнему не очень выгодно – административная нагрузка на легальный бизнес растёт, а условия для развития нельзя назвать слишком благоприятными. 

В прошлом году уполномоченному поступило 341 обращение от предпринимателей региона, из них 142 – жалобы. Почти треть жалоб (27,5%) касались кадастра, земельных отношений и имущественных прав, на втором месте (14,8%) государственный и муниципальный контроль, на третьем (13,4%) – сертификация, лицензирование и техническое регулирование. Не дают расслабляться и многочисленные проверки. 

По данным областной прокуратуры, в 2014 году прошло 21,2 тыс. проверок малого и среднего предпринимательства – всего на 37 меньше, чем в 2013-м. И хотя плановые проверки сократились, зато внеплановых стало больше. «Это тревожная тенденция, о которой [предприниматели] говорят на всех площадках», – подчеркнул Алексей Москаленко. Аппарат уполномоченного собрал данные нескольких ведомств за 2011–2014 годы и получил любопытную картину. Например, Главное управление МЧС России по Иркутской области стало реже уделять внимание малому бизнесу, сократив общее количество проверок в прошлом году на 34% в сравнении с 2013-м. Ожидаемо уменьшилось и количество выявленных нарушений, и, что нехарактерно для других ведомств, – общая сумма взысканных с предпринимателей штрафов. Однако если число правонарушений и составленных протоколов снизилось примерно вдвое по сравнению с 2011 годом, то штрафы, наоборот, в два раза выросли.

Региональное управление Роспотребнадзора немного снизило количество проверок по сравнению с 2013 годом, но общая сумма штрафов стала заметно больше: если в 2011 году эта структура собрала 19,7 млн рублей, то в 2014-м – уже 32,3 млн. Аналогичная картина по Росприроднадзору: сумма штрафов, полученных территориальным подразделением, за четыре года стала весомее более чем в два раза (8 млн и 18,9 млн рублей соответственно в 2011 и 2014 годах). Стабильнее показатели у Россельхознадзора: проверок меньше, нарушения почти на одном и том же уровне, штрафы выросли с 3,2 млн в 2011 году до 4,2 млн в 2014-м.

Растёт количество внеплановых проверок, которые проводит Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области. Вот данные по административным расследованиям: в 2011–2013 годах их не было, зато в прошлом году – сразу 342. «По сути дела, это скрытая форма внеплановой проверки, – полагает омбудсмен. – С помощью административного расследования мы уходим от норм 294-ФЗ, который регулирует эти проверки. Мне кажется, стоит над этим задуматься и сделать выводы». К тому же сумма штрафов увеличилась здесь в десятки раз. Однако представители службы потребрынка, присутствовавшие на заседании, справедливо возразили, что причину такой статистики следует искать в изменениях законодательства и новых полномочиях, возложенных на службу.

Аналогично и резкий рост штрафов связан не с активностью надзорных органов, а с изменением Кодекса об административных правонарушениях, отметили участники встречи. Однако для бизнеса, которому приходится их платить, это в любом случае существенное давление: «На мой взгляд, многие административные штрафы несоразмерны с нарушениями, – говорит Москаленко. – Есть ещё вопрос правоприменения – не всегда же нужно при первом нарушении устанавливать максимальный штраф. Думаю, этим злоупотребляют инспектора на местах». Выходит, что бизнесу просто выгоднее быть «серым» – штраф за незаконную предпринимательскую деятельность составляет 2 тыс. рублей, напомнил Алексей Шабанов, председатель НП «Союз автомобилистов Сибири». А легальному бизнесу, который как раз и попадает в статистику контрольно-надзорных органов, приходится платить в разы больше. «Все занимаются теми, кто работает легально, – вот это настораживающая тенденция. Мне бы хотелось, чтобы вектор этих проверок был смещён в сторону нелегального бизнеса, который по сути мешает нормальной конкуренции», – заявил уполномоченный. 

Об увеличении административного давления говорят и сами предприниматели. В прошлом году общественные представители уполномоченного опросили 50 респондентов из Иркутска и 13 муниципалитетов региона, чтобы узнать мнение собственников и руководителей средних и малых компаний об административной среде. Больше половины участников исследования уверены, что административная нагрузка за последний год выросла, 47% предпринимателей признались, что её общий объём равен 20% от выручки. А для небольших фирм это тяжкий груз, отмечает уполномоченный.

Более половины бизнесов за прошлый год подверглись от одной до трёх проверок, 22% – от четырёх до шести.  О том, что представители власти используют своё служебное положение, чтобы оказывать преференции отдельным фирмам, и это весьма распространённая практика, заявили 48,5% опрошенных. Ещё 25% считают, что в нашем регионе такие случаи встречаются нечасто. «Мне кажется, коррупционная составляющая в этих отношениях достаточно высокая и правоохранительным структурам нужно увеличить пресс борьбы с этими явлениями», – полагает омбудсмен. 

Чтобы узнать о том, что предприниматели платят, а чиновники берут взятки, опрос не нужен. А вот основной целью так называемых неформальных платежей 41% респондентов называют «сохранение бизнеса в неблагоприятной административной среде». Другими словами, предприниматели идут на взятки, чтобы сохранить рабочие места.

Не делает среду благоприятнее и ситуация в экономике. Кризис назвали причиной значительного ухудшения ситуации для развития предпринимательства более 69% респондентов. В этих условиях 33,8% предпринимателей намерены поднять цены, 30,9% – отказаться от планов развития, 23,5% готовы к сокращению персонала. 

В своём выступлении Алексей Москаленко назвал пять ключевых системных проблем бизнеса, которые предложены в годовой доклад федерального уполномоченного. Во-первых, это уже упомянутое административное давление: постоянное увеличение штрафов и количества внеплановых проверок. Затем идёт рост тарифов на электроэнергию и тепло для субъектов предпринимательской деятельности. Третья сложность – высокие обязательные платежи и сборы для бизнеса, в том числе налоговые. Кроме того, малому бизнесу трудно получить государственные или муниципальные заказы и кредиты.

Омбудсмен предлагает ряд мер для решения этих проблем. В частности, нужен региональный закон о налоговых каникулах для предприятий, работающих в производственной, социальной и научных сферах; требуется объявить мораторий на проверки малого бизнеса региональными и муниципальными надзорными органами на три года, кроме проверок, связанных с угрозой безопасности жизни людей и экологической безопасности; нужно сделать банковские услуги более доступными и качественными для малых и средних предприятий. 

Однако не все проблемы можно решить на уровне региона, даже если власти захотят приложить к этому усилия. Например, без изменения федерального законодательства снизить административное давление не удастся, отметил заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов, можно лишь корректировать правоприменительную практику. С другой стороны, предприниматели, которые просят помощи, не всегда знают о тех мерах поддержки, которые уже существуют. 

Особое внимание, считает Кон­стантин Кушнер, общественный представитель  уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области по Усолью-Сибирскому, нужно моногородам: там положение наиболее тяжёлое. «Мы в Усолье как панацеи ждём газа Ковыкты, но пока ждём, можем вообще потерять такую прослойку, как малый бизнес», – описал он ситуацию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры