«Мы с товарищами»
Поколение XXI века… Какое оно? Трудно сразу сказать, какое моё поколение. Нельзя понять современное поколение, не оглянувшись назад, на историческое прошлое нашей страны.
Поколение моих прадедов – Немазанникова Николая Ильича и Чупрова Николая Васильевича – это поколение победителей, отстоявших в тяжелейших сражениях самое главное – нашу Родину. Николай Ильич участвовал в боях на Орловском направлении, 1-м Украинском фронте, 3-м Белорусском. Был военным водителем в 34 гвардейской механизированной бригаде, а затем в 25 Нежинской ордена Богдана Хмельницкого механизированной бригаде. Демобилизован в 1945 году. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией», медалью «За победу под Прагой». Имел грамоты Верховного главнокомандующего И.В. Сталина за форсирование реки Одер, прорыв обороны немцев на реке Нейсе и вступление с юга в столицу Германии – Берлин. Мой прадед дошёл до Праги, награждён боевыми орденами и медалями. А в жизни это был скромный человек, не кичившийся своими наградами. И только в День Победы он будто сбрасывал с плеч бремя повседневных забот, снова становясь тем молодым деревенским пареньком, который ушёл в армию ещё в 1939 году. Как горели его глаза, когда он рассказывал о своих фронтовых друзьях. И никогда он не говорил: «Я сделал», а всегда: «Мы с товарищами».
Второй прадед, Чупров Николай Васильевич (род. в 1923 году), День Победы встретил в Берлине. Когда спрашивают, какие сражения самые памятные, не задумываясь, называет форсирование Днепра, Миуса, Буга, Вислы, Шпрее.
Очень трудным было форсирование Днепра. Немцы основательно укрепили его правый берег и не сомневались, что он будет для наших дивизий крепким орешком. В форсировании реки участвовал батальон связи 82-й пехотной дивизии 8-й гвардейской армии под командованием генерала В.И. Чуйкова. В этом батальоне в должности начальника станции связи и служил Николай Васильевич. За форсирование Днепра был награждён медалью «За отвагу». Вторую медаль «За отвагу» получил за форсирование реки Шпрее, а за участие в боях за Берлин был награждён орденом Славы III степени. До 1947 года находился в Германии, откуда и был демобилизован. После войны более сорока лет проработал на ИЗТМ инженером-конструктором. В настоящее время проживает в городе-герое Москве. Очень хочет побывать на параде в честь 70-летия Победы над фашистской Германией.
Военная история моей семьи на этом не заканчивается. Говорят: «У войны не женское лицо». А вот моя прабабушка Немазанникова Наталья Семёновна (1920–1996), как и многие молоденькие девушки, доказала обратное: во время Великой Отечественной войны она работала медицинской сестрой в лазарете 215 авиабазы, а затем в войсковом лазарете № 84.
«Дети войны» – так бы я назвал поколение моего дедушки, Высоцкого Валерия Александровича. Это дети, которые не ели вдоволь, много работали и рано взрослели. Встать в 4 утра, выгнать коров на пастбище, да поближе к Генеральскому озеру – авось, и самому удастся искупаться. С собой краюха хлеба, который испекла мама, да жбан холодного молока. А вечером – побыстрее сделать всё по хозяйству и на пустырь. До позднего вечера гонять со сверстниками в футбол, даже если нет настоящего кожаного мяча. Несмотря на то что дедушка окончил только 7 классов, он много читал, всегда интересовался политикой, был интересным собеседником. Всю свою жизнь добросовестно трудился на одном предприятии. И всегда говорил: «Жить нужно по совести, как наши отцы».
Поколение моих родителей – это «дети СССР». Интересно и увлекательно рассказывает мама о своей школьной жизни, яркой, насыщенной многими событиями: как она 10-летней девочкой побывала на международной смене во Всесоюзном лагере «Артек», познакомилась там с ребятами из разных союзных республик: Армении, Казахстана, Грузии. Со многим из них она не потеряла связь и сейчас, когда уже нет той великой единой страны. А незабываемые студенческие годы – археологические экспедиции в Красноярский край, на р. Потанчет. Или работа в студенческих отрядах проводников: тысячи километров железных дорог за спиной, сотни интересных и необычных встреч. А когда я спрашиваю родителей о трудностях, которые были в конце 80-х годов, они говорят, что это не самое главное в жизни, самое страшное пережили наши деды!
Кто же мы – поколение перемен или поколение информационного плена? К сожалению, за последние десятилетия утеряны многие духовные идеалы, ценности, которые всегда были стержнем русского народа. Зачастую мои сверстники предпочитают реальной жизни жизнь в виртуальном пространстве, в Зазеркалье. Все проблемы там можно решить выключением компьютера. В обычной повседневной жизни всё гораздо сложнее. Но когда слышишь о моих ровесниках, которые, не задумываясь, порой ценой собственной жизни спасают других людей, совершают новые открытия, изобретают новые технологии, просто честно выполняют свою работу, понимаешь, что у нашей страны есть будущее. Мы не потерянное поколение, как любят говорить многие политики. Мы – поколение будущего, если мы помним и ценим семейные истории, всё, что сделали для нас наши прадеды и деды!