Контрасты Камиля Сен-Санса
В Иркутске впервые в концертном исполнении прозвучала опера «Самсон и Далила»
«Мечтаю о том, чтобы в Иркутске открылся оперный театр» – эти слова художественного руководителя и главного дирижёра Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша нашли отражение в концертном репертуаре филармонии на протяжении последних лет. Концертное исполнение фрагментов опер Вагнера, оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и Массне «Вертер», подтвердило верность мысли Лапиньша – иркутской публике нужен такой театр и интересен мир оперного искусства.
Не случайно этому жанру вот уже несколько столетий композиторы и музыкальные критики уделяют наибольшее внимание, поскольку именно опера способна соединить разные жанры – и симфонический, и танцевальный, и театральный, раскрывая одновременно индивидуальность каждого исполнителя, а также способна привлечь внимание самой разнообразной публики.
Для ценителей оперного жанра два момента являются определяющими для посещения концерта: исполнители солирующих партий и красочность звучания оркестра. Думаю, что на этот раз иркутская публика была приятно удивлена! Великолепные солисты, достойно прозвучавшие хор и оркестр достигли желанного результата – концертное исполнение прозвучало на едином дыхании, словно и не было трёх действий и двух антрактов. К неоспоримым достоинствам дирижёра, виновника успеха, можно отнести помимо хорошего исполнения и драматургически точный подбор голосов: лауреат международных конкурсов Ольга Жигмитова, меццо-сопрано (Улан-Удэ) – партия Далилы; заслуженный артист России, солист Большого театра Роман Муравицкий, тенор (Москва) – партия Самсона. Великолепный ансамбль солистов полностью раскрыл психологически тонкую, сложную сцену второго действия, кульминация которой приходится на знаменитую арию Далилы «Открылася душа, как цветок на заре». Ария часто исполняется отдельно в концертных программах, она прочно вошла в репертуар, однако в концертном исполнении гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнёра, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета. Если же говорить о партии Далилы в целом, то она относится к одной из сложнейших партий оперного репертуара. Браво Ольге Жигмитовой, сумевшей раскрыть различные грани образа героини.
Только слов похвалы и восхищения заслуживает Роман Муравицкий, благодаря вокальному и актёрскому мастерству которого образ Самсона, сложный и многогранный, предстал перед иркутской публикой: Самсон испытывает страсть к Далиле, но во имя долга он должен отказаться от любви, крайнее отчаяние Самсона в момент осознания предательства Далилы.
Иркутяне узнали и Артура Козловскиса (баритон, Литва), исполнившего сурово сдержанную партию верховного жреца. (Певец исполнял солирующие партии в программе, составленной из фрагментов опер Вагнера.)
Открытием для слушателей стали солисты: лауреат международных конкурсов Максим Санкиров (бас, Улан-Удэ, партия Абемелеха и старого иудея), Андрей Данилов-младший (тенор, Иркутск, партия гонца), Дмитрий Казанцев (тенор, Иркутск, партия первого филистимлянина), а также Алексей Протасов (баритон, Иркутск, партия второго филистимлянина).
В опере великолепно сочетаются лирические эпизоды с монументальными хоровыми сценами. Камерный хор под руководством Елены Бояркиной (хормейстеры Владимир и Наталья Овчинниковы) сумел подчеркнуть контраст между внутренним состоянием действующих лиц и окружающей атмосферой.
Сюжет, избранный композитором, воплощался в музыке не один раз. Это известная легенда о библейском герое Самсоне, предводителе иудеев, возглавившем восстание против филистимлян. Обольстительная жрица Далила из лагеря филистимлян пытается спасти свой народ: ради высокой цели шепчет Самсону, что он уже царит в её сердце, и поёт обольстительную арию о весне «Весна начинается». Молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорён Далилой. Она ненавидит Самсона как врага своего народа и желает выведать тайну его силы. Тайна заключается в волосах героя, лишившись которых Самсон становится бессильным. Далила оглашает его тайну, чем совершает предательство по отношению к нему. Обессилевший и ослеплённый Самсон должен признать своё поражение. Филистимляне в ожидании этого празднуют скорую победу, но Самсон в последний момент обхватывает две колонны храма, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Храм рушится, и гибнут все присутствующие, включая Самсона и Далилу.
Опера «Самсон и Далила» стала лучшей среди одиннадцати опер композитора. Большую роль сыграл в этом Ференц Лист, взявшийся осуществить постановку в Веймаре после того, как от неё отказалась дирекция парижского театра «Гранд-Опера». На русской сцене опера была поставлена в Киеве в 1893 году, в том же году её исполнила и французская труппа в Петербурге. Из постановок последних лет можно отметить спектакль 1990 года в Венской опере. А на иркутской сцене опера прозвучала впервые, и это весьма знаменательный факт.
Как пишут биографы композитора, Сен-Санс был весьма разносторонним человеком, интересовался французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками – математикой, астрономией и археологией. Он был лично знаком с Дж. Россини, Ш. Гуно, во время поездки в Россию встречался с Н.Г. Рубинштейном и П.И. Чайковским. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддержавшим творчество Вагнера и возродившим интерес к произведениям Баха и Моцарта во Франции. Он открыл для публики практически неизвестного до того времени во Франции Генделя. Эти немаловажные факты биографии композитора проливают свет на своеобразный стиль оперы «Самсон и Далила», написанной в 1877 году и соединившей традиции оперного творчества композиторов-современников и ораториального творчества Генделя. Влияние последнего наиболее ярко сказалось в трактовке монументальных хоровых сцен. Вероятно, это один из факторов, позволивших в своё время исполнить оперу в виде оратории в Англии, где изображение библейских героев на сцене некоторое время было запрещено цензурой. Что же касается красочности звучания оркестровой ткани, то здесь целиком и полностью проявился гений композитора. Знаменитая «Вакханалия» из третьего действия оперы известна даже неискушённой публике.
Прекрасный вечер, замечательная премьера невольно натолкнули на мысль о том, как это сочинение французского автора могло бы великолепно прозвучать в большом концертном зале или на сцене оперного театра. Сейчас весна, а мечтать в это время года особенно приятно! И, учитывая неиссякаемый интерес иркутской публики к оперному жанру, думается, что опера заняла прочное место в музыкальной жизни Иркутска.