издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не называйте его тьютором

Ребёнку-инвалиду в школе полагается ассистент (помощник)

  • Автор: Валерий Панюшкин, руководитель детского правозащитного проекта Русфонда «Правонападение»

В «Правонападение» обратилась Татьяна Тайгулова из Екатеринбурга. Её восьмилетняя дочь Амалия больна детским церебральным параличом и плохо ходит. Да к тому же ещё плохо видит – сильная близорукость и астигматизм. Татьяна спрашивает, полагается ли её дочери тьютор в школе, и если да, то как этого тьютора добыть.

Девочка учится в коррекционной школе. Класс, в котором она учится, находится на третьем этаже. Лифта в школе нет, столовая ­на втором этаже, музыкальный и физкультурный залы – на первом. Довольно часто, забирая дочь из школы, Татьяна видит, что колготки на Амалии перекручены, потому что она не смогла как следует их натянуть после посещения туалета. Или рот перемазан едой, потому что не видела толком губы, когда вытирала их салфеткой после завтрака. Помочь девочке очень просто – несколько заботливых движений. Но Татьяна пишет, что педагоги помогают ребёнку неохотно, поскольку техническая и бытовая помощь детям не входят в их должностные обязанности, а с простым человеческим желанием помочь у нас в стране перебои. 

Между тем, напоминает юрист «Правонападения» Наталия Кудрявцева, в статье 79 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ребёнку, которому трудно учиться самостоятельно, должен быть предоставлен «ассистент (помощник), оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь». 

В приказе Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» подробно прописываются должностные обязанности тьютора, но тьютор обязан помогать ребенку в школе именно учиться, не должен носить ребёнку портфель, страховать его на лестнице и подтягивать ему колготки. И называется такой человек именно «тьютор», а не «ассистент» (помощник), которого гарантирует школьникам-инвалидам Федеральный закон «Об образовании». 

Предыдущая практика «Правонападения» показывает, что если требуешь от школы тьютора, который водил бы ребёнка по лестнице, школа отказывает на том основании, что тьютор обязан писать с ребёнком прописи, а не преодолевать ступеньки. А если требуешь от школы ассистента (помощника), то школа отвечает, что федеральный закон – это, конечно, хорошая вещь, но никаких министерских разъяснений про ассистентов (помощников) нету, штатное расписание никаких ассистентов (помощников) не предполагает. 

На этот раз мы попробуем новый маневр. Предположим, что вот этот самый человек, который помогает парализованному ребёнку карабкаться по лестницам, а слабовидящему – вытирать салфеткой рот, на бюрократическом школьном языке может называться не «тьютором» вовсе и не «ассистентом» (помощником) даже, а «помощником воспитателя». Упомянутые выше нормативные акты предполагают такую единицу в штатных расписаниях школ. 

Юрист Наталия Кудрявцева предлагает Татьяне следующее. 

1. Написать заявление на имя директора школы и в территориальное управление образования, чтобы предоставили информацию о том, есть ли в штатном расписании конкретной школы штатная единица «помощник воспитателя». 

2. Если помощника воспитателя в штате школы нет, требовать от управления образования, чтобы была введена такая штатная единица. 

3. Если помощник воспитателя в штате есть, требовать от администрации школы скорректировать рабочий день этого сотрудника и прикрепить его к конкретному ребёнку либо закрепить за классом. 

Если откажут, идти в суд и доказывать, что федеральный закон, здравый смысл и простое человеческое милосердие должны же быть выше всех этих должностных инструкций. И хоть тьютором назови человека, хоть ассистентом, хоть помощником, но должен же быть в школе кто-то, кто поможет девочке вскарабкаться по лестнице и поправить колготки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры