Фортепиано, альт и скрипка
Вечер камерной музыки на сцене органного зала Иркутской филармонии можно было бы назвать «Молодые таланты», поскольку в тот день на сцене демонстрировали своё мастерство молодые музыканты, ныне – студенты Московской консерватории, а в недавнем прошлом – студенты Иркутского областного музыкального колледжа имени Шопена.
Многое из программы звучало впервые в Иркутске. Например, соната английского композитора Ребекки Кларк (1876–1978) или Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» в переложении для скрипки-соло Г. Эрнста.
Исполнением сонаты Ребекки Кларк Александра Андреева открыла вечер камерной музыки. Андреева – талантливая альтистка, ныне – студентка IV курса Московской государственной консерватории имени Чайковского, выпускница Иркутского областного музыкального колледжа имени Шопена (класс преподавателя Татьяны Акимовой). Партию фортепиано исполнил Андрей Щагин.
Сочинение одной из крупнейших женщин-композиторов Англии по-настоящему удивило новизной красок, прекрасным знанием выразительных возможностей инструмента (автор сама играла на этом инструменте и как солистка, и в составе камерных ансамблей, что имело приоритетное значение в её исполнительской деятельности). Но гораздо в большей степени внимание зала завоевала соната Альфреда Шнитке. В оригинальном издании сочинение предназначено для виолончели и фортепиано, а на вечере камерной музыки соната звучала в переложении для альта и фортепиано.
Автор переложения – профессор Московской консерватории, заслуженный артист России, преподаватель Александры по классу альта Юрий Тканов – лично советовался с автором в процессе работы над произведением. Несомненно, особенно важным было сохранить виолончельную природу звучания сочинения, насколько это возможно. А само произведение было создано Шнитке в 1978 году, и автор на творческом вечере говорил, что «это очень простое сочинение, и никаких особых технологических замыслов не было. Единственное, что обращает на себя внимание, то, что меня сейчас очень интересует, – это попытка найти такой интонационный язык, который мог бы оборачиваться то тональным, то атональным».
Как это часто бывает, автор не всегда с ходу открывает замысел своего сочинения, но очевидными становятся ассоциации, возникающие в процессе исполнения, с музыкой прошлых веков, с токкатными частями и монологическими высказываниями в симфониях Шостаковича. И тогда уже о простоте содержания говорить не приходится, наоборот, думается о том, насколько сложна и неоднозначна эта музыка. Великолепный дуэт альта и фортепиано с большим вдохновением и мастерством исполнил это произведение.
Иркутск всегда с особой теплотой приветствует пианистов, и на этот раз слушателей приятно удивил Филипп Усов, студент III курса Московской консерватории. Он также являлся студентом Иркутского музыкального колледжа (класс заслуженного работника культуры РФ Анастасии Дурбажевой). Талантливый исполнитель покорил слушателей исполнением сочинений Ференца Листа. Венгерский композитор, пианист мирового значения, Лист писал транскрипции на протяжении всей жизни. Фортепианные транскрипции композитора, прежде всего, отличает повышенный технический уровень сложности. Цель создания таких произведений была сформулирована самим автором – пропаганда творчества современных композиторов и композиторов-классиков. Однако несколько лет спустя Лист изменил свою точку зрения и пришёл к выводу, что в процессе сочинения транскрипций фортепианная техника должна служить передаче образного содержания. Так были написаны Трансцендентные этюды, или этюды повышенной трудности.
В программе вечера прозвучали «Баркарола» Ф. Шуберта в переложении Ф. Листа и трансцендентный этюд «Дикая охота». Филипп, прекрасно владеющий инструментом, смог отразить многообразие листовских транскрипций и блестящий стиль сочинений, рассчитанный на широкую аудиторию.
Настоящим открытием вечера стало выступление Вартана Маилянца, выпускника музыкального колледжа имени Рахманинова в Калиниграде. Вартан ныне является аспирантом Московской консерватории (класс профессора Ирины Бочковой). Исполнитель является лауреатом международных конкурсов, обладателем Гран-при международного конкурса скрипачей имени Эрденко. Его исполнению свойственны внимательное прочтение текста, проникновение в замысел сочинения, весьма продуманное звукоизвлечение, соответствующее стилю произведения. Эти качества в полной мере появились и в Каприсе № 24 Н. Паганини, и в Скрипичной сонате № 3 И. Брамса.
Кульминацией программы всего вечера стало исполнение переложений Г. Эрнста для скрипки – соло баллады Ф. Шуберта «Лесной царь», одного из сложнейших произведений скрипичного репертуара. Своеобразие его заключается в том, что куплеты, великолепно раскрываемые в балладе согласно тексту, необходимо по-разному преподнести в инструментальном исполнении. Вот здесь и проявились и мастерство, и исполнительская трактовка сочинения, и чувство вкуса и стиля. Вартан Маилянц действительно удивил и покорил иркутскую публику!