Времени на раскачку не осталось
Около миллиона квадратных метров жилья в Приангарье признано аварийным и должно быть расселено
Площадь ветхого и аварийного жилья в Приангарье составляет более 4 млн кв. м (8,5% жилого фонда). Четверть этой площади приходится на аварийные дома. Их жильцы в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» должны быть расселены до октября 2017 года.
Времени на раскачку не осталось, но темпы реализации региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013–2017 годов остаются низкими. В Фонде реформирования ЖКХ отмечают: к декабрю прошлого года в Иркутской области установленный показатель выполнен лишь на 14,3%, новоселье справили «счастливчики», ютившиеся на 39 тысячах непригодных к проживанию квадратах. Чем обусловлена такая ситуация, анализировала прокуратура области. Одну из причин специалисты надзорного органа видят в недостаточно тщательном планировании муниципальными образованиями реализации программы на начальных этапах. И связано это, в первую очередь, с недостатками в работе соответствующих межведомственных комиссий, бездействием органов местного самоуправления: нет точных сроков расселения, отсутствуют распоряжения о дальнейшей судьбе помещений. Такие факты выявлены прокурорами Иркутска, Усолья-Сибирского, Черемхова, Тулуна, Эхирит-Булагатского, Заларинского, Ольхонского, Нижнеилимского районов.
К примеру, администрация города Усолья-Сибирского является собственником жилых помещений в десяти домах, включённых в реестр ветхого жилого фонда, но обследование зданий с целью признания их аварийными и возможного дальнейшего переселения из них людей не проводила. В отношении 19 домов, подлежащих сносу, не были изданы распоряжения о дальнейшем использовании помещений и сроках расселения жильцов. Прокурору пришлось обращаться с иском в суд, чтобы обязать администрацию города устранить нарушения. В Иркутске, Бодайбо, Черемхове в судебном порядке с подачи прокуроров защищены права пяти горожан, которым местные власти «забыли» предоставить жилые помещения взамен аварийных.
Много нарушений законодательства прокуратура выявила при размещении муниципальных заказов на строительство жилых домов. Контроль со стороны органов местного самоуправления за качеством жилых помещений, предоставляемых взамен аварийных, явно недостаточен. Застройщики не утруждают себя исполнением градостроительного законодательства. Ситуация усугубляется тем, что подобные нарушения выявляются, как правило, только после вселения граждан в новостройки, когда допущенные при возведении домов недостатки зачастую уже невозможно устранить.
В пример можно привести город Ангарск, где муниципальные контракты на строительство шести жилых зданий исполнялись с нарушением норм технических регламентов и проектной документации. В результате качество строительных работ оказалось низким. Только после вмешательства прокурора города администрация обратила внимание застройщика на недостатки и обязала их устранить. Подобные нарушения выявлены сотрудниками прокуратуры в Слюдянском и Усть-Илимском районах. Так, при размещении муниципальных заказов администрацией Слюдянского района, как участником долевого строительства, в нарушение условий аукционной документации заключены с застройщиком дополнительные соглашения об изменении порядка оплаты. Кроме того, вместо поэтапной оплаты, как требуют условия аукциона и муниципальные контракты на долевое строительство квартир, деньги были внесены в полном объёме до введения дома в эксплуатацию и подписания актов приёма-передачи жилых помещений. Глава администрации Слюдянского МО привлечён за эти нарушения к административной ответственности.
Ленинский районный суд Иркутска по иску прокурора запретил возведение блок-секции многоквартирного дома, предназначенной для переселения из ветхого и аварийного жилья – выяснилось, что средства дольщиков привлекались без разрешения на строительство. Работы были продолжены только после получения необходимых документов.
В Шелехове обнаружилась другая проблема: дома для переселенцев из аварийного жилищного фонда строились без государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, без обоснования сметной стоимости работ. При отсутствии государственной экспертизы разрешения на строительство домов выдавались также департаментом недвижимости администрации города Усть-Илимска. Потребовалось прокурорское вмешательство, чтобы чиновники вспомнили о требованиях закона.
В следственном отделе по Ангарску регионального управления СК России по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц администрации города по ч. 2 ст. 292 (служебный подлог). По версии следствия, чиновники изготовили постановления мэра, куда внесли заведомо ложные сведения о необходимости сноса двух домов. На основании этих документов Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил финансирование для переселения жильцов, средства частично поступили в бюджет муниципального образования.
Но самый, пожалуй, богатый опыт вмешательства в проблемы переселенцев имеет прокуратура Усть-Кута, сотрудники которой помогли восстановить жилищные права 205 граждан: из аварийных домов они переехали в новые квартиры хорошего качества. Так, ООО «Домострой Профи» при строительстве двух многоквартирных жилых домов в Усть-Куте нарушило технические регламенты и проектную документацию: оконные блоки были установлены некачественно, на фасадах и внутри жилых помещений появились многочисленные трещины. После представлений прокурора города застройщик вынужден был сделать в новых домах капитальный ремонт, а двоих виновных привлечь к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по возбуждённому прокурором делу об административном правонарушении Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области руководитель ООО «Домострой Профи» был оштрафован.