Честная энергетика Александра Тимохина
Главный щит – «мозг» каждой электростанции, дежурному персоналу здесь практически каждый день нужно молниеносно принимать такие решения, от которых зависит безопасность людей и надёжность работы оборудования. Такая ответственность по плечу далеко не всем. А начальник смены Братской ГЭС Александр Николаевич Тимохин на оперативном посту уже более 35 лет и ни за что не променяет свою непредсказуемую работу на карьерный рост и административное кресло. Не случайно его фамилия занимает достойное место в «золотом списке» Братской ГЭС.
Когда Александр Тимохин в далёком 1979-м пришел на Братскую ГЭС, вряд ли он задумывался о том, что через несколько десятилетий его фамилия, выложенная золотыми буквами, появится в холле машинного зала. Когда осенью 2013 года к «золотому фонду» строителей гидростанции на стене холла добавился список лучших эксплуатационников, фамилия начальника смены станции заняла в нём достойное место. Заслуги Александра Николаевича подтверждают звания почётного энергетика России и ветерана «Иркутскэнерго», его имя занесено в Книгу почёта Братской ГЭС.
Семья Тимохиных перебралась в Братск с Поволжья в 1956 году, маленькому Саше было 6 лет. Отец Александра Николаевича работал на дизельной электростанции, обеспечивая строительство ГЭС в числе целой армии людей. Грандиозная стройка, которая разворачивалась буквально на глазах, во многом и определила выбор будущей специальности, вспоминает Тимохин:
– Мы жили в Старом Братске, посёлке лесоперевалочной базы, потом я рос на Сухом, это за Осиновкой. Когда я кончил школу в 1967 году, на очное в Иркутский политехнический не прошёл по конкурсу, но с этими оценками поступил на заочный факультет в Братском филиале.
Проучившись три курса, Александр Тимохин перевёлся на очное в Иркутск, где и получил специальность инженера-энергетика электрических станций, сетей и систем. Диплом писал по Братской ГЭС, практику проходил там же, но по распределению попал на Якутскую ГРЭС, где отработал три года. Вернувшись в Братск, устроился на Братский ЛПК – там работникам быстро выдавали жильё, а через три года наконец-то оказался на Братской ГЭС, где трудится и сегодня.
– Помню даже первый день – 21 декабря 1979 года, – рассказывает Александр Николаевич. – А на пульт я пришёл в 1981-м: быстро прошёл все ступени дежурной работы, видимо, сказался прежний опыт работы.
– Что это был за день?
– Не могу сказать, что станция меня поразила – жил я отсюда в 12 км по прямой, на ГЭС бывал ещё школьником, и пульт видел, работал в энергетике, читал много специальной литературы. Работая на ТЭЦ лесопромышленного комплекса, я уже учился на заочных курсах в Москве, чтобы сюда попасть. Поэтому психологически я был готов и довольно легко освоил работу. Говорю это не для хвастовства, это на самом деле так было.
Я был принят начальником смены машзала, но дежурил и машинистом, прошёл практически все ступеньки – в нашей дежурной работе это закон, не прихоть чья-то, а необходимость.
– Что для вас было самым интересным в работе тогда? Что увлекает сейчас?
– Специфика нашей работы – в любой момент ситуация может измениться, нужно быстро реагировать, решать возникающие проблемы. Вот сейчас мои коллеги не заняты, а через пять минут может что-то произойти. Вот это мне и нравится в работе. Смена собственника станции или социалистического строя на капиталистический никак не повлияли на климат – повреждения воздушных линий бывают по-прежнему.
Работать стало посложнее, мы чертыхаемся иной раз: нам важнее надёжность режима, надёжность работы оборудования, но нужно учитывать и экономику, подстраиваться под рыночные отношения. Но суть работы не изменилась, вывод в ремонт оборудования тот же, ликвидация аварий: заявка, запрос диспетчеру, получение разрешения от диспетчера, отключаем, допустим, генератор, даём команду, получаем команду. В машзале видят ситуацию с одной стороны, на подстанции открытого распределительного устройства – с другой, а я вижу всё в комплексе и координирую их действия. Работа осталась интересной и сейчас. Я сознательно не пошёл по административной карьерной лестнице, хотя многие, кто учились у меня, уже состоялись как руководители.
В своё время в смене Тимохина работали и нынешний директор Братской ГЭС Андрей Вотенев, и глава Усть-Илимской ГЭС Сергей Кузнецов. «Школу» Александра Николаевича прошло несколько десятков специалистов. Впрочем, он подчёркивает, что это общее достижение с коллегами:
– Нельзя сказать, что учил их только я. Раньше мы годами работали в одной смене, притирались настолько, что с полуслова понимали друг друга, и можно было говорить, что вот это – мой ученик. А сейчас он месяца три у меня работает, попадает в другую смену и чему-то вновь учится. Сказать, что это только мой ученик – нельзя. С 1981 года я работаю на пульте, всё равно так или иначе приходилось с молодёжью заниматься.
У меня смена № 1, традиции поддерживаются, но персонал тасуется настолько часто, что жёстко сказать, что это одна смена, уже нельзя. Не побоюсь похвастаться, наша смена всегда была очень дружной, не стеснялись друг другу помогать, подсказывать, не делили: это – моё, а это – твоё.
Станция для Александра Николаевича – больше, чем рабочее место, без преувеличения, это любовь на всю жизнь, которой он не изменяет.
– Если бы здесь не нравилось, ещё лет двадцать назад можно было бы уйти, – улыбается Тимохин. – Была возможность работать на ТЭЦ-6, но мой выбор изначально был осознанным, и я не жалею, что пришёл сюда.
– Какими качествами должен обладать дежурный специалист?
– Во-первых, определённый уровень образования, владение профессией – это само собой разумеется. Потом, решительность, умение взять на себя ответственность. В наших инструкциях расписаны самостоятельные действия при отсутствии связи с диспетчером системы – даже в таком случае мы не будем сложа руки ждать, пока появится связь. Ещё одно нужное качество – честность. Допустим, слесарь не так условную гайку прикрутил, завтра он может, не говоря начальнику, переделать и всё будет в порядке. А в нашей работе большинство ошибок сразу же видны. Если я не ту линию отключу, пострадает потребитель. Можно быстро включить её и сказать: «Мы ничего не делали», но тогда тебе быстро перестанут верить, работать с таким человеком тяжело. Ошибся – звони вышестоящему дежурному.
При авариях приходится решать сразу несколько проблем. Искусство дежурного, как я, может быть, пафосно говорю своим молодым коллегам, – правильно расставить приоритеты. У нас есть такой показатель – недоотпуск энергии. Отключилась линия – значит, прекратилась подача электроэнергии, и в зависимости от того, сколько минут она отключена, растёт недоотпуск. За это штрафные санкции, страдает компания. Можно заняться менее ответственным оборудованием, которое не влияет на выдачу энергии, потратить время, позже ввести линию. Так что важно верно расставить приоритеты, организовать свои действия и скоординировать работу подчинённого персонала.
Нужна смелость. Ты обязан оперативно выполнить команду вышестоящего руководства, но если считаешь, что эта команда может нести опасность для людей или оборудования, это нужно объяснить, отказаться выполнить.
– В жизни эти принципы вам помогают?
– Наверное, иногда чуть-чуть вредят. Порой моё быстрое принятие решений на бытовом, семейном уровне супругу раздражает, – смеётся наш герой.
– Кто или что помогло вам сформировать эти качества?
– В какой-то мере это врождённое – есть люди, которые не способны быстро принимать решения, хотя могут быть очень умны и грамотны, они для нашей работы не годятся. Сказался и опыт работы на тепловых станциях, где каждый день по несколько разных событий происходило. Мне повезло: в 1979 году, когда я пришёл на Братскую ГЭС, ещё работали люди, которые её пускали. За кружкой чая они многое рассказали о том, как это было. Ведь пусковой период для электростанции всегда важен: происходят ошибки, наложения, повреждения оборудования. Старшие товарищи рассказывали, как выходили из этих ситуаций, у меня это откладывалось в памяти. Теперь стараюсь своим подчинённым такой же подход привить.
– За годы работы ваше отношение к станции изменилось?
– С возрастом вообще видишь вещи по-другому, опыт позволяет увидеть изнанку. Отношение точно не стало хуже, просто уже более спокойно воспринимаешь. Где-то стараешься руководству высказать свою точку зрения. Времена изменились, но станция в этом не виновата. Не всегда нам задают хорошие режимы. Поскольку мы участвуем в регулировании перетока Сибирь – Казахстан, нагрузка меняется часто, и для оборудования это не всегда оптимально. Но в энергетике важна дисциплина, и мы выполняем требования.
– В энергетике много династий, в вашей семье кто-нибудь ещё работает в этой отрасли?
– Увы, нет. Сын системный оператор в почтовой связи, дочь – кадровик, она с семьёй живёт в Нижнем Новгороде. Две внучки – одной 11 лет, другой пятый год.
Может, они пойдут по моим стопам. Когда внучки у нас гостили, их бабушка – моя жена – преподносила мою работу так, чтобы они относились к ней с уважением. С супругой мне повезло, она очень подвижная – кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор. Благодаря ей мы ведём активный образ жизни. Не скажу, что стал спортсменом, но уже больше пятнадцати лет мы каждый год на
8 Марта ездим компанией на Хакусы на севере Байкала, оттуда идём на лыжах 45 километров до Северобайкальска. Не смогли пройти лишь три раза, потому что погода не позволяла. Лет восемь назад вокруг Ольхона в марте пошли по льду. На Байкале во многих местах побывали, ездили и на Баргузинский, и на Чивыркуйский заливы, прошли по маршруту Нилова пустынь – Шумак – Аршан. Часто катаемся на лыжах и в Братске. Валентина Петровна, супруга моя, в молодости за месяц пешком дошла от Северобайкальска до Листвянки, когда на пенсию уйду, всё надеемся этот маршрут летом повторить. За месяц, конечно, не пройдём, а в два, думаю, уложимся.
Ещё одно серьёзное увлечение Александра Николаевича – фотография. Ещё мальчишкой он освоил «Смену», сейчас в арсенале Тимохина – пара «Кэнонов» и маленькая «Сони», которая лежит в кармане «на всякий случай». Снимки Александра Тимохина и его супруги иллюстрируют книгу Татьяны Вибе «Прикоснись к Байкалу», они опубликованы в альбоме – визитной карточке Братска. Больше всего он любит снимать красоты сибирской природы.
Расставаться с любимым делом начальник смены Братской ГЭС пока не планирует, но признаётся: хотя дети зовут в Нижний Новгород, после выхода на заслуженный отдых они с супругой планируют на несколько лет остаться в Братске, чтобы ещё походить вокруг Байкала.