Геологоразведка переходит в отступление
Резкий прирост разведанных запасов нефти, о котором заявили нефтяники по итогам 2014 года, может смениться ситуацией, когда ресурсы только воспроизводятся, а не увеличиваются. Такой неутешительный прогноз публикует «КоммерсантЪ». Виной тому падение цен на нефть на мировых рынках, вследствие которого добывающие компании будут вынуждены сокращать инвестиционные программы и снижать расходы на геологоразведку.
Прошлый год стал для крупнейших российских представителей отрасли годом больших открытий. ОАО «Газпром нефть» 2 февраля раскрыло данные, свидетельствующие о существенном приросте своих запасов. Согласно им, с учётом совместных предприятий суммарные запасы углеводородов, по международной классификации относящихся к категориям доказанных и вероятных, на объектах компании за 2014 год увеличились на 11,5%, достигнув 2,55 млрд тонн нефтяного эквивалента. В частности, доказанные и вероятные запасы одной только нефти достигли 1,82 млрд тонн, прибавив в «весе» 6,7% – 115 млн тонн нефтяного эквивалента. По методу долевого участия при этом были учтены и располагаемые ресурсы тех предприятий, совладельцем которых является «Газпром нефть», – ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «Томскнефть», Salym Petroleum Development, ООО «СеверЭнергия», ЗАО «Мессояханефтегаз» и ЗАО «Нортгаз», – а также активы в Ираке и Венесуэле. В то же время запасы сербской NIS учитывать не стали.
«Таким образом, «Газпром нефть» почти в пятикратном объёме возместила новыми запасами объём добычи в 2014 году (66 млн тонн нефтяного эквивалента, н. э.)», – сказано в её сообщении. Оценка, сделанная по классификации, которую разработала Комиссия по рынку ценных бумаг США, скромнее: общие запасы углеводородов за прошлый год увеличились на 8,7% и составили 1,23 млрд тонн нефтяного эквивалента. А запасы нефти, в свою очередь, возросли на 3,4%, достигнув 857,6 млн тонн. Прирост дало открытие 26 залежей – 21 нефтяной и пяти газоконденсатных. «Успешность поисково-разведочного бурения «Газпром нефти» находится на высоком уровне и по итогам 2014 года составляет 81%», – отмечается в пресс-релизе компании. Ещё одним фактором, помимо проведённых собственными силами геолого-разведочных работ, стало увеличение долей в фирмах «СеверЭнергия», «Нортгаз» и «Газпром нефть шельф».
О своих успехах ранее сообщили и другие крупные игроки. В ОАО «НК «Роснефть» ещё в декабре 2014 года оценили прирост запасов в 450 млн тонн нефтяного эквивалента. Этот показатель перекрывает объём добычи в прошлом году, так что компания в какой-то степени нарастила ресурсную базу, а не просто воспроизвела её. А вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун ещё в октябре заявил, что к концу года замещение добычи запасами «будет более 100%».
«Но, вероятнее всего, уже в 2015 году компаниям не удастся похвастать подобными показателями, – пишет «КоммерсантЪ». – Хотя глава «Газпром нефти» Александр Дюков вчера отметил, что стратегия компании предусматривает высокий уровень обеспеченности запасами, для чего планируется ежегодная компенсация добычи и увеличение ресурсной базы. Но ещё 26 января Минприроды примерно на треть понизило свои ожидания по приросту запасов нефти и газа в России до 2020 года. По мнению министерства, динамика запасов будет примерно соответствовать добыче из-за сокращения инвестиций в геологоразведку и санкций со стороны США и ЕС, которые затрудняют добычу нетрадиционной нефти». Прогноз ведомства гласит, что прирост запасов по категории С1, то есть разведанных, составит около 550 млн тонн в год, тогда как в апреле 2014 года его оценивали в 750 млн. тонн в год. Для сравнения: в 2014 году в России было добыто 526,8 млн тонн нефти. Как сообщает «Интерфакс», приводя информацию Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Министерства энергетики РФ, это на 0,7% превышает объёмы 2013 года. Bloomberg добавляет: среднесуточная добыча достигла рекордного для постсоветской России показателя – 10,578 млн баррелей.
Но если добыча может продолжить рост, то объёмы геолого-разведочных работ, по всей вероятности, будут только сокращаться. «Компании будут урезать расходы из-за снижения цен на нефть и затраты на геологоразведку сократят в числе первых, – приводит «КоммерсантЪ» мнение аналитика «Сбербанк CIB» Валерия Нестерова. – Если в 2015 году компаниям удастся хотя бы возместить объём добычи, это уже можно считать неплохим итогом». В то же время у российских компаний есть определённая «подушка безопасности»: в части обеспеченности ресурсами они опережают западные предприятия. Имеющихся у них запасов достаточно для 18–30 лет добычи против 10–15 лет за рубежом.
Словно в подтверждение слов эксперта и прогноза Минприроды агентство Reuters сообщило о том, что «Роснефть» на год перенесла бурение второй разведочной скважины в Карском море, запланированное летом 2015 года. Причина – санкции, из-за которых от участия в реализации совместного проекта отказалась корпорация ExxonMobil. А для возобновления работ российской компании необходимо найти новую буровую установку. Если бурение начнётся в июле-августе 2016 года, то произойти это должно не позднее мая 2015 года.
«Ведомости» пишут, что работы в Карском море «Роснефть» и ExxonMobil начали в 2014 году. За два месяца была пробурена скважина «Университетская-1», после чего российская компания заявила о том, что нефть обнаружена на лицензионном участке «Восточно-Приновоземельский – 1». Месторождение, её содержащее, назвали «Победой». Его разведанные и предварительно оценённые запасы утвердили в декабре 2014 года, они составили 130 млн тонн нефти и 499,2 млрд кубометров газа. Первую скважину пробурила платформа West Alpha, которая принадлежит компании North Atlantic Drilling (NADL) из Норвегии. Предполагалось, что ещё две норвежские установки начнут работу в 2015 году, однако санкции смешали все карты: NADL теперь рассматривает альтернативные варианты их использования. Впрочем, один из источников Reuters, чьё имя не разглашается, предполагает, что новая буровая платформа может быть зафрахтована в Китае или Корее. При этом он не исключает использование установок NADL – «Роснефть» договорилась о покупке у норвежской компании Seadrill доли в предприятии.
Как бы то ни было, «Ведомости» напоминают: ранее министр природных ресурсов РФ Сергей Донской говорил, что «Роснефти» будет сложно выполнить лицензионные обязательства в Арктике без участия ExxonMobil. Есть и другое препятствие – даже в случае отмены санкций низкие цены на нефть делают проекты на шельфе нерентабельными. На это указывают, среди прочих, эксперты аналитического центра при правительстве РФ. Между тем президент «Роснефти» Игорь Сечин в октябре заявил, что компания готова продолжать работу самостоятельно. В этом случае, правда, ей придётся финансировать геолого-разведочные работы самостоятельно, без помощи зарубежных партнёров. Речь идёт о немалых деньгах: старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов, к которому обратилось издание, заметил, что инвестиции в бурение одной только первой скважины в Карском море оценивались в 600–700 млн долларов, а инвестиции в шельфовые проекты с 2014 по 2020 год, по прогнозам самой «Роснефти», могли составить до 2,1 трлн рублей (32,1 млрд долларов по действующему курсу Банка России). В то же время за компанией числится немалый долг, в конце сентября 2014 года составлявший 45 млрд долларов. Часть долга – 7 млрд долларов – она погасила в декабре, а позднее разместила облигации на 1,1 трлн рублей (16,8 млрд долларов) и теперь претендует на получение средств из Фонда национального благосостояния. Однако Корнилов полагает, что в ближайшие годы масштабная геологоразведка на шельфе вряд ли начнётся – у России для этого нет соответствующих технологий и персонала, а Китай не сможет в этом вопросе заменить европейские компании.