Мир, полный тайн и чудес
В новогодние праздники в галерее Иркутского художественного музея имени Сукачёва состоялась выставка «Детская книжная графика Раисы Бардиной», организованная в рамках проекта «Семейный альбом. С Иркутском связанные судьбы». Сегодня выставку можно увидеть в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского.
Образный мир Раисы Николаевны Бардиной – яркий, приподнятый над обыденностью и вместе с тем уютный, светлый и добрый – как нельзя лучше вписался в атмосферу самого детского из всех наших праздников. Доставив «много, много радости» маленьким посетителям музея, выставка заинтересовала и заставила задуматься и зрителей постарше.
В нашей стране издавна существовала традиция отношения к книге как к произведению искусства, объединяющему слово и его художественную интерпретацию. В. Лебедев, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, Т. Маврина и многие другие художники детской книги являлись полноправными соавторами писателей. Раскрывая мир литературного произведения, они обогащали его собственной творческой индивидуальностью.
С искусством книги связаны имена и многих иркутских художников, в числе первых следует назвать Георгия Леви. Именно Леви открыл Бардиной дорогу в мир графики, под его руководством в 1955 году началось её сотрудничество с Восточно-Сибирским книжным издательством, продолжавшееся несколько десятилетий. Более сотни книг вышло в оформлении художницы. В основном это были книги для детей, и сегодня бережно хранящиеся во многих иркутских семьях.
К сожалению, в наши дни художественная (в истинном смысле этого слова) иллюстрация – при всём изобилии книг на прилавках от незамысловатых комиксов до «шикарных» подарочных изданий – большая редкость. На этом фоне особенную ценность приобретает книжная графика Раисы Бардиной, убеждённой в том, что, перефразируя известный афоризм, «для детей нужно рисовать так же, как для взрослых, только ещё лучше».
Уважение к маленькому читателю сказывается в ясности изобразительного языка, точности воспроизведения подсмотренного в реальности, будь то бытовые сценки («Пять уроков на двоих» Е. Слабковской) или картинки родной природы («Наши питомцы и друзья» К. Янковского и Е. Крутовской, «Белкин дом» И. Молчанова-Сибирского, «Сказки о лесных жителях» С. Устинова). Вслед за писателями художник вводит ребёнка в многообразный мир леса и реки, животных и птиц, живущих собственной жизнью, скрытой от глаз людей, но доступной внимательному наблюдателю-натуралисту. В этом реальном и таинственном мире босоногая кукушка словно примеряет изящные малиновые цветы-«сапожки», а весеннее солнышко готово заплакать, как испуганное дитя, при виде надвигающейся на него чёрной тучи.
Реальность в сознании ребёнка преображается по законам фантазии: он играет не только игрушками, предметами, но и словами и образами. В хороших детских книжках всегда присутствует это игровое начало, открывающее неограниченные возможности для художника, способного передать занимательный сюжет через изобретательные пластические метафоры. Так, образ озорной героини повести А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», то летающей по воздуху, то плавающей в океане, то гарцующей на любимой лошадке, то легко поднимающей её над головой, объединяет множество иллюстраций-набросков, словно возникающих из-под быстрого пера художницы на глазах читателя-зрителя. Графическим лейтмотивом другой детской книжки – «Сказки о нетающей снежинке» Марка Сергеева – становится образ клубящейся метели, вовлекающей в свой водоворот людей, снеговиков, пушистого кота и оленя с огромными ветвистыми рогами.
В отличие от столь распространённых сегодня поющих, светящихся и движущихся книжек-игрушек, забавляющих ребёнка, но и отвлекающих его от главного в книге – поэтического слова, хорошая традиционная «книжка с картинками» открывает простор для воображения маленького читателя. Раиса Бардина помогает ему войти в художественное пространство писателя, будь то вполне реальный, полный бытовых подробностей современный город («Что я видел» Б. Житкова), некая фантастическая страна («Максим в стране приключений» Ю. Самсонова) или окрашенный ярким национальным колоритом мир бурятских сказаний («Омулёвая бочка» В. Стародумова).
Особенно близок художнице мир народных сказок. Наряду с книжными иллюстрациями ею создана целая серия больших станковых листов по мотивам русских народных сказок о животных. Как и полагается фольклорным персонажам, их герои наделяются вполне человеческими характерами и взаимоотношениями. Смышлёный котик с умными зелёными глазами играет на гуслях в окружении целого оркестра жучков-паучков. Резвятся малыши-козлята вокруг грациозной мамы-козы под гомон суетливых сорок. «Бременские музыканты» пробираются по заснеженному лесу, освещённому розовыми фонариками – грудками снегирей…
На выставке Раисы Бардиной не найти ничего, даже отдалённо напоминающего «страшилки» и «ужастики» современной массовой культуры, предназначенной для детей. Даже не очень добрые герои у неё совсем не страшные. Например, «злой» волк напоминает то старенького дедушку, опирающегося на посох, то игривого малыша, забавляющегося с неугомонным колобком, словно котёнок с клубком шерсти для вязания.
Литературный текст в интерпретации Бардиной, и в жизни великолепной рассказчицы, обрастает множеством занимательных подробностей, а её восприятие мира всегда окрашено искренностью и добротой. «Если почаще вспоминать своё детство, обязательно будешь добрым, – сказала художница в одном из своих интервью. – Детский мир, полный тайн и чудес, раним и хрупок…»
Выставка Раисы Бардиной обращена и к самому маленькому читателю, только открывающему для себя мир книги, и к искушённому зрителю, способному оценить подлинную графическую культуру мастера, артистизм владения различными графическими техниками – свободой и точностью рисунка пером, изяществом акварели, колористическим богатством пастели и живописной сочностью монотипии.
Есть глубокий смысл в том, что выставка Раисы Николаевны Бардиной в художественном музее завершила минувший год – Год культуры и одновременно открыла новый, объявленный Годом литературы. Сейчас экспозиция продолжает свою работу на новой площадке – в залах областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского.