«Он будет большой, красивый и удобный»
Аэропорт Иркутск в этом году закончит ремонт ВПП и начнёт реконструкцию привокзальной площади
Работы по привокзальной площади иркутского аэропорта, по плану, начнутся во второй половине этого года. Проект, который будут совместно финансировать аэропорт и город, обойдётся в 120 млн рублей и станет одним из первых новых мероприятий по обновлению воздушных ворот столицы региона после его передачи области. Грандиозные планы региональных властей по развитию иркутского авиаузла на фоне не самой благоприятной ситуации в экономике на прошлой неделе стали одной из ключевых тем для обсуждения. «Приземлятся» ли в Иркутске корейские проектировщики и китайский гигант Alibaba, покажет время.
Прошедший год руководство аэропорта Иркутска считает успешным – пассажиропоток впервые с советских времён превысил 1,712 млн человек, увеличившись на 9%, чистая прибыль перешагнула рекордную за последние годы отметку в 350 млн рублей. В 2014 году начались рейсы по 11 новым направлениям, шесть из них раньше из аэропорта Иркутск не выполнялись. С 2008 года основные производственные показатели работы аэропорта демонстрируют стабильный рост, среднее ежегодное увеличение пассажиропотока составляет 5–10%. Быстрее всего растёт международный трафик.
Однако наступивший 2015-й, скорее всего, переломит эти позитивные тенденции. Руководство аэропорта в нынешнем году ожидает снижения выручки на 3% от уровня 2014 года (2,073 млрд рублей). Задача-максимум – в условиях уменьшения объёмов перевозок оптимизировать затраты и не снижать рентабельность.
«К сожалению, все мы видим, как изменилась со второй половины прошлого года экономическая ситуация, поэтому прогнозируем на 2015 год небольшое снижение пассажиропотока, в основном за счёт спада на международных рейсах», – говорит директор по экономике и финансам ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Александр Лавриненко. По его словам, общий показатель перевозки пассажиров по итогам года может уменьшиться на 5% относительно уровня 2014 года. Как будет развиваться ситуация, станет яснее летом, поскольку именно в это время аэропорты набирают основной пассажиропоток. «Но мы ведём работу с авиакомпаниями, разделяем с ними риски, предоставляя льготы на наземное обслуживание, и очень надеемся по крайней мере сохранить те объёмы, которые были в 2014 году», – объясняет Лавриненко.
Не лучше ситуация с грузоперевозками. Из-за запрета вылетов грузовых рейсов в сторону города в прошлом году резко сократился объём грузоперевозок авиакомпании «Алроса». Всего за год аэропорт обработал 9,563 тыс. тонн грузов – на 19% меньше, чем в 2013 году. Причём «просадка» рынка грузоперевозок – общероссийская тенденция, Иркутск здесь не исключение. На этот год руководство предприятия готовится к снижению объёмов на 10% к 2014-му.
Для развития грузоперевозок нужно не просто желание, а оператор, полагает губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко: «Крупнейшая компания Alibaba (китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, владелец портала Alibaba.com. – «Конкурент») уже запросила 40 гектаров. Если нам удастся создать такой логистический центр, гарантирован кратный рост объёмов грузоперевозок».
Тем не менее в ближайшие годы аэропорту, который с 1 апреля станет собственностью области, необходимо решить целый комплекс проблем. «Три основные задачи на этот год: передача в областную собственность, завершение реконструкции взлётно-посадочной полосы, начало строительства нового терминального комплекса», – сообщил на пресс-конференции генеральный директор аэропорта Константин Былинин.
Реконструкция ВПП была начата в 2011 году, после акционирования предприятия. Однако она была выполнена не по всей полосе, а на двух участках длиной 1900 м (всего подлежало реконструкции 2765 м), осталось обновить среднюю часть ВПП длиной порядка 900 м. Проектная документация уже прошла экспертизу. Общая стоимость реконструкции ВПП в нынешних ценах составляет около 250 млн рублей. «В обозримом будущем, может быть в следующем году, можно было бы закончить реконструкцию части рулёжной дорожки и мест стоянки воздушных судов, чтобы обеспечить возможность принятия широкофюзеляжных воздушных судов», – отмечает заместитель генерального директора по строительству и инфраструктуре Алексей Рендоревский. На данный момент требованиям авиакомпаний, которые всё больше переходят на западную технику, отвечают только одна рулёжная дорожка и пять стояночных мест из 70.
Рост спроса на международные перевозки требует строительства нового международного терминала. Основное здание аэровокзала было сдано ещё в 1938 году, на тот момент его площадь составляла 4,9 тыс. кв. м. В 1994 году был сдан в эксплуатацию пристрой, увеличивший площадь аэровокзала международных авиалиний до 9,4 тыс. кв. м, а пропускную способность – до 400 пассажиров в час. Однако сегодня этого недостаточно, особенно если учесть, что перед аэропортом стоит задача нарастить годовой пассажиропоток до 3 млн человек к 2020 году. Помимо увеличения пропускной способности, новый терминал нужен для совершенствования технологического процесса обслуживания пассажиров международных авиарейсов и соответствия требованиям перевозчиков. О конфигурации нового терминала говорить пока рано, считает Константин Былинин: предприятию необходимо сначала пройти процедуру смены собственника, сформировать новый совет директоров, провести собрание акционеров, где будут поставлены задачи перед менеджментом. «Думаю, он будет большой, красивый и удобный», – заключил гендиректор аэропорта.
Кроме этого в ближайшие годы потребуется реконструировать объекты энергоснабжения аэропорта, привокзальной площади и периметрового ограждения, построить новое здание цеха бортового питания.
Обновление привокзальной площади начнётся уже в этом году. Подготовлена проектная документация изменения транспортной схемы, получено заключение экспертизы, стоимость реконструкции оценивается в 120 млн рублей.
По словам губернатора, будущий собственник аэропорта намерен рассмотреть разные варианты реконструкции привокзальной площади. «Может быть, там нужен автовокзал, чтобы люди не мучались с переездами, – поделился соображениями глава региона. Когда-то с [главой РЖД Владимиром] Якуниным мы достигли соглашения о том, что между железнодорожным вокзалом и аэропортом должно быть скоростное сообщение. С «Роснефтью» говорили о топливозаправочной инфраструктуре». По мнению губернатора, заняться реконструкцией могли бы и специалисты из Кореи. «В феврале я полечу в Корею, и надеюсь, мы достигнем договорённости», – обещает Ерощенко.
Будет ли развиваться действующий аэропорт или строиться новый, также предстоит решить новому собственнику. Помимо пакета акций область получит ряд объектов, расположенных на территории аэропорта. Сейчас регион, отправив в правительство РФ пакет необходимых документов, ждёт ответной реакции по передаче имущества, заявил на прошлой неделе министр имущественных отношений Приангарья Антон Протасов. В какую сумму оценивается имущество, министр не ответил, но сообщил, что уже идёт подготовка земельных участков для развития аэропорта: «Изменения в схеме территориального планирования прошли градостроительный совет и должны быть утверждены не позднее второго квартала этого года. В принципе, те участки, которые предполагается использовать, определены». На руку властям тот факт, что вокруг аэропорта более 590 гектаров находится в федеральной собственности, земли использует научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Этой площади, по словам Протасова, достаточно, чтобы развернуть полосу на 33 градуса, о чём ранее заявлял Сергей Ерощенко. «Там не будет большого изъятия участков у физлиц, расселения домов и так далее, затраты планируются небольшие», – заверил министр.
Повезло региону и с другим участком – в районе Чертугеевского залива, где, по задумке руководства области, должен появиться комплекс «Байкал СмартСити», основные собственники земель – Иркутск (больше 100 га) и ОАО «Искра» (больше 170 га).