издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надо потрясти как следует

Строители и проектировщики Приангарья предлагают областным властям изыскать деньги на сейсмоусиление домов

Около 150 тыс. жителей Приангарья живут на сейсмически активной территории в домах, которые могут не выдержать 8-балльного землетрясения. Это Ангарск, Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово. Отремонтировать и без того ветхие здания в этих городах, отслужившие более 50 лет, можно за счёт федеральной программы. Новый её этап стартует в 2016 году. Чтобы получить поддержку из российского бюджета, регион и сам должен поучаствовать в софинансировании. Однако до сих пор изыскать деньги в казне на это не удавалось. Подробности в материале «Сибирского энергетика».

В Приангарье не менее 32 млн кв. м жилья расположено в сейсмически активных районах, где возможны 7-8 балльные землетрясения. Речь идёт о 335-й серии – знаменитых «хрущёвках», массовое строительство которых велось в 60-х и даже 70-х годах прошлого века. Примерно тысяча таких домов расположена на юге области – в Ангарске, Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхове. Это 2,5 млн кв. м площади, на которых проживает примерно 150 тыс. человек.

В Иркутской области ещё в 2010 году была сделана попытка начать хоть как-то решать вопрос по сейсмоусилению этих зданий: была разработана целевая программа на несколько лет общей стоимостью 3 млрд рублей. Если бы региону удалось её запустить, то примерно такую же сумму плюсом он смог получить из российского бюджета по аналогичной федеральной программе (она была  утверждена в 2009 году). Общий объём ФЦП составлял 72 млрд рублей, средства получили 29 регионов. Но не Иркутская область. В Приангарье так и не удалось изыскать деньги на свою собственную программу, поэтому и софинансирование на решение проблемы не поступило. Между тем в 2016 году стартует очередной этап ФЦП. О том, каковы шансы области попасть в неё, обсуждали на этой неделе в Иркутске эксперты.

Самой проблемной территорией в Иркутской области с точки зрения сейсмоустойчивости зданий, пожалуй, можно назвать Ангарск, где велось массовое возведение домов 335-й серии. В 2003 году Госстрой поднял уровень сейсмичности Ангарска на один балл и приравнял его к 8-балльному Иркутску, тогда как всё строительство города нефтехимиков велось на площадке с 7-балльной сейсмичностью. Далеко не все дома соответствуют даже старой расчётной сейсмичности, сетуют ангарские власти.

При этом надо заметить, что панельные «хрущёвки», которые сейчас отнюдь не украшают Ангарск, относятся ко второй группе капитальных сооружений, то есть обязаны служить около 100 лет. Между тем самый первый дом в Ангарске (улица Восточная, 23) уже отслужил половину срока – 55 лет ему исполнилось в 2014 году. За это время прочность наружного слоя дома уменьшилась в три раза.

– Ни текущих, ни капитальных ремонтов здесь никогда не проводилось, здание теряет несущую способность. А в нём по-прежнему проживают 12 семей, – рассказывает Татьяна Павлова, зампредседателя Думы Ангарска, директор организации «Институт горпроекта».

Всего в Ангарске более 500 домов 335-й серии с наружными стенами из газозолобетона, из них 180 вообще не имеют пристенных колонн, которые служат для усиления конструкции. Вторая претензия, которую высказывают эксперты строительной отрасли к этим объектам, связана с качеством самого стройматериала – 50 лет назад, когда не было материалов-заполнителей для лёгкого бетона, решено было в качестве сырья для выпуска лёгкого бетона использовать золу ТЭЦ. Тот материал оказался недолговечным в климатических условиях Восточной Сибири, сегодня он выработал свой ресурс, в чём можно убедиться, к примеру, на том же доме по адресу: Восточная, 23.

– Осложняется у нас всё и грунтовыми водами, уровень которых повышается из-за Еловского водохранилища. Институт земной коры провёл исследование грунтовых вод в городе на 60 режимных скважинах. Результат: Ангарск на 90% подтоплен (2 метра до поверхности земли) либо условно подтоплен (от 2 до 5 метров) водами, – рассказывает Татьяна Павлова.

О ситуации в Иркутске рассказал генеральный директор ООО «Предприятие Иркут-Инвест» Александр Петров, который с 2004 года занимается «хрущёвками». По его данным, ни одно здание в областном центре с 2004 года так и не прошло сейсмоусиления. Все работы, подрядчиком по которым выступала компания, касались лишь усиления аварийных участков. Это ремонт расслоившихся стеновых панелей, часть из которых, кстати, вообще оказалась практически утрачена; ремонт ригелей (горизонтальные опорные элементы), которые опирались на ненадёжный газозолобетон и в итоге начали оседать. 

– К сейсмике зданий ещё в советское время относились очень предвзято. Например, в Иркутске в части домов вместо диафрагмы жёсткости – межквартирных железобетонных панелей толщиной 140 мм – мы обнаружили гипсореечные перегородки. И под обоями ничего этого не видно, – комментирует Петров.

По его подсчётам, проведённым ещё в 2011 году, на ликвидацию аварийности иркутских «хрущёвок» (в первую очередь речь о работе с разрушающимися панелями), опять же без учёта мероприятий по сейсмоусилению, необходимо не менее 3 млрд рублей. Между тем по факту значительную часть средств при ремонте панельных домов «съедает» обследование самого здания и разработка проектов усиления бетонных панелей. Это 500 тыс. рублей только на один дом. 

– В муниципалитетах складывается странная ситуация: вроде бы все дома относятся к типовой серии, имеют одинаковую конструкцию, схожее состояние. Почему бы не сделать типовую схему их ремонта? Почему эти деньги – 500 тысяч рублей – не попытаться сэкономить? – предлагает Александр Петров.

Между тем в Ангарске решили попробовать консолидированный подход – старый дом по улице Восточной планируется расселить и провести на нём натурные сейсмоиспытания. «Нужно протрясти как следует, чтобы понять фактическую сейсмостойкость наших ангарских «хрущёвок». Выдержат ли они 6-балльное землетрясение?» – говорит Павлова. Расселение дома запланировано было ещё на 2014 год, но, как обычно, начались бюрократические проволочки, в частности, поменялся принцип распределения бюджетных средств (стал программно-целевым), поэтому у муниципалитета не оказалось механизма для законного выделения денег на расселение дома. Удастся ли задуманное осуществить в 2015 году, пока непонятно.

– Мы сейчас не останавливаемся на этом. Ангарский департамент по ЖКХ планирует заказать разработку техпаспортов на 44 самых старых дома. Это также необходимо для того, чтобы при включении Иркутской области в ФЦП мы получили средства на сейсмоусиление домов, – говорит депутат.

В одном оба эксперта сходятся – если регион не начнёт всерьёз воспринимать проблему сейсмобезопасности зданий, то и в 2016 году при распределении федеральных инвестиций он может остаться не у дел.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры