Идеальной связи нет
«Конкурент» публикует результаты исследования качества сотовой связи в Иркутске
Возможность дозвониться, равномерность покрытия, разборчивость речи, скорость Интернета – у каждого абонента свои приоритеты. Благодаря тестированию сетей большой четвёрки операторов, которое состоялось в декабре 2014-го, сегодня есть возможность подумать об этих приоритетах более осознанно. Специалисты сравнивали качество голосового сервиса, а также сервиса передачи данных 2G/3G «Билайна», «Мегафона», МТС и БВК. «Это первое подобное исследование, проведённое в городе», – утверждает один из его авторов Антон Шалин. По его словам, раньше на рынке просто не было свободных специалистов, способных его провести.
До недавнего времени Шалин, как и остальные инженеры, причастные к исследованию, работал в отделе планирования и оптимизации сотовых сетей «Байкалвесткома». Летом они приняли решение об увольнении и сегодня ищут возможность остаться и в городе, и в профессии, но теперь в самостоятельном бизнесе. Проведённое исследование интересно в первую очередь операторам, для переговоров с ними оно и было организовано. Впрочем, некоторые его результаты могу быть полезны и абонентам.
Итак, измерения проводились во всех районах города. Охвачены были магистрали, мосты, улицы и дворы, в том числе в частном секторе. Общая протяжённость маршрута составила более 500 км. Специалисты оценивали более сотни технических показателей.
Звонить
Авторы тестов выделяют пять основных параметров, влияющих на качество голосовой связи, и называют лидеров и аутсайдеров. Середнячком здесь выглядит МТС (худшая стабильность соединения и ни одной первой строчки по другим показателям), на вершине друг друга сменяют «Байкалвестком», «Мегафон» и «Билайн».
1. Уровень принимаемого сигнала. Визуально он выражен в шкале антенны. Чем больше делений, тем больше шансов получить качественную услугу. Если вы обнаруживаете на экране раздражающую надпись «Нет сети» – это тоже об уровне сигнала. Согласно результатам тестов, в большинстве случаев уровень сигнала выше всего у БВК.
2. Доступность сети. Это возможность дозвониться до собеседника, причём желательно с первой попытки. Помимо уровня принимаемого сигнала на доступность влияет ёмкость сети, построенной оператором. Чем больше ёмкость, тем большее число абонентов может обслужить сеть и больше шансов дозвониться с первого раза. Худшие показатели доступности у БВК при наибольшей ёмкости сети, лучшие – у «Мегафона», несмотря на сравнительно небольшую ёмкость сетей.
3. Качество передачи голоса. Услышать и понять всё, что говорит собеседник, узнать его голос. В телефонии этот параметр оценивают по пятибалльной шкале. При этом технологический максимум в сотовых сетях – около четвёрки, если хуже двойки, уже трудно различить речь. Пальму первенства в этом показателе, как и в предыдущем, исследователи отдают «Мегафону».
4. Стабильность соединения. Обрывы звонков случаются довольно часто. Как правило, это происходит из-за того, что сотовая сеть не настроена должным образом. Наилучшие показатели здесь у «Билайна».
5. Стоимость минуты разговоров. Результаты тестирований показывают, что в этом аспекте нет явных лидеров и отстающих. «Стоимость минуты у разных операторов сопоставима, – отмечает Антон Шалин. – У всех есть достаточный выбор тарифов, дополнительных услуг и предоплаченных пакетов. И в зависимости от того, какие направления звонков (внутри сети, между операторами, в другие города или страны и так далее) являются приоритетными, можно выбирать. При желании и должном усердии сократить стоимость минуты разговора можно в сети любого оператора».
Доступ в Интернет
Второй блок исследования посвящён передаче данных. И здесь очевиден лидер – по большинству параметров это МТС.
1. Скорость скачивания. «Обычно в рекламных проспектах операторы указывают максимально возможную скорость, но на практике скорости, как правило, существенно ниже, – поясняет Шалин. – Скорость передачи данных зависит и от настроек сетевого оборудования, и от технических возможностей абонентских телефонов или модемов. Зачастую чем современнее абонентское устройство, тем большую скорость оно может обеспечить». Наилучшие показатели здесь у МТС (3,39 Мбит/сек), худшие – у «Байкалвесткома» (1,95) и «Билайна» (1,96).
2. Процентное соотношение сбоев загрузки. Сама по себе высокая скорость не гарантирует комфортную работу в Интернете. «Попытайтесь ответить на вопрос: что лучше – 15 безуспешных попыток получить почту на высокой скорости или удача с первой попытки на более низкой?» – комментирует Антон Шалин. Наибольший процент сбоев, согласно тестам, у «Мегафона» (66,83%), наименьший – у МТС (33,78%).
3. Стоимость скачанного мегабайта (гигабайта). Если верить данным исследования, стоимость удовольствия заметно различается в зависимости от оператора в случае загрузки больших объёмов данных. Так, при самой низкой скорости скачивания данных у БВК самые высокие цены – 92,9 рубля за Гб, самый дешёвый Интернет у МТС – 44,2 рубля за Гб.
«За» и «против»
Обобщая работу, проведённую в конце прошлого года, авторы исследования называют плюсы и минусы сети каждого оператора.
«Байкалвестком»
Плюсы:
– самая большая ёмкость построенных сетей;
– самая большая абонентская база (около половины всех абонентов Иркутской области. Это создаёт наибольшую вероятность внутрисетевых звонков, стоимость для которых минимальна);
– самое равномерное покрытие территории Иркутска.
Минусы:
– самая низкая скорость скачивания данных;
– самое расточительное расходование денежных средств для услуг передачи данных;
– худший показатель доступности сети;
– худшее качество передачи голоса.
«Билайн»
Плюсы:
– реже всего происходят обрывы звонков.
Минусы:
– самая маленькая ёмкость сети;
– одни из самых низких показателей качества передачи голоса;
– одна из самых низких скорость скачивания данных.
«Мегафон»
Плюсы:
– лучший показатель доступности сети;
– лучший показатель качества передачи голоса.
Минусы:
– сравнительно небольшая ёмкость сети;
– больше всего сбоев загрузки данных;
– выявлен ряд локальных проблемных зон, в которых абоненты испытывают
неудобства при пользовании услугами сотовой сети.
МТС
Плюсы:
– самая высокая скорость загрузки данных;
– меньше всего сбоев загрузки данных;
– самое экономное расходование денежных средств для услуг передачи данных.
Минусы:
– чаще всего происходят обрывы голосовых звонков;
– выявлен ряд локальных проблемных зон, в которых абоненты испытывают
неудобства при пользовании услугами сотовой сети.
Что выбирать
По мнению Антона Шалина, на сегодняшний день нельзя однозначно сказать, какой оператор лучше, поэтому отталкиваться стоит от собственных приоритетов и потребностей. При этом не стоит забывать, что рынок мобильной связи не стоит на месте. «В последние месяцы, благодаря возможности сменить поставщика услуг с сохранением номера, а также деятельности самих операторов, на рынке мобильной связи Иркутска и области происходят перестановки, – отмечает Шалин. – Так, многие абоненты стали отмечать, что именно начиная с того времени, как БВК стал Tele2 (в марте 2014-го компания «Байкалвестком» была передана «Ростелекомом» Tele2 в рамках создания на базе последней нового федерального оператора. – «Конкурент»), всё чаще стали звучать публичные претензии к качеству предоставляемых им услуг». По оценкам Шалина, в недалёком будущем лидер регионального рынка может потерять свои позиции, однако это не означает, что поиски лучшего автоматически увенчаются успехом: «Способны ли остальные операторы безболезненно принять часть абонентов Tele2? Нет, на сегодняшний день их сети не готовы».