«BIZON» у взлётной полосы
Судьба долгостроя в районе иркутского аэропорта остаётся туманной
«Сейчас, в связи с передачей иркутского аэропорта в областную собственность, мы анализируем все стройки в этом районе, – заявил на встрече с журналистами редакции губернатор Сергей Ерощенко. – Из окна второго этажа аэровокзала я с удивлением увидел напротив, на улице Ширямова, забор и фундамент под снегом. Оказалось, там строят высотное здание, три раза уже объект перепродавали. Да ни один нормальный предприниматель не станет строить офис на дороге! Тем более в порту. В радиусе 500 метров от аэродрома никакие стройки в принципе не имеют права на существование. У нас уже самолёт однажды врезался в гаражи».
Руководитель региона имеет в виду строящийся на улице Ширямова бизнес-центр «BIZON», который реклама, размещённая в Интернете, называет не иначе как «визитной карточкой столицы Восточной Сибири для всех, кто прибывает в Иркутск самолётом». По проекту на месте огороженного забором сугроба размером в пять соток предполагается до конца нынешнего года выстроить 10-этажное здание в «стильном современном дизайне» с единственным в городе рестораном на крыше, откуда откроется «восхитительный обзор». Разрешение на строительство объекта вблизи аэропорта выдано администрацией города ещё семь лет назад. В рекламном проспекте заказчика перечислены и преимущества будущей высотки: «уникальный проект» и «полное соответствие требованиям безопасности и комфорта». Сейчас эти цветистые выражения звучат как насмешка.
Бумага стерпит
С тех самых пор, как появилась на карте областного центра эта «визитная карточка города» в виде огромной ямы, менялись её хозяева, но внешний вид оставался непрезентабельным. А с «безопасностью и комфортом» у зародыша будущей высотки и вовсе беда. Разве что вместо шнура, натянутого вокруг осыпающегося котлована, со временем появился полуразрушенный забор. Но эта «мера безопасности» мало кого порадовала, поскольку заняла практически весь пешеходный тротуар улицы Ширямова. К сожалению, обшарпанные строительные бытовки не смогли уместиться внутри заграждения. Вагончики и сарайчики обрамляют фундамент будущего здания снаружи, представляя собой «дополнительное украшение», как верно подмечено в рекламе, «престижного района», где, «по оценкам экспертов, проходит более 4,5 млн человек за год».
О том, что представляет собой «уникальный проект» сегодня, какой дискомфорт он доставляет окружающим, могут поведать практически все надзирающие в сфере строительства государственные органы. К примеру, Служба государственного жилищного надзора и строительного контроля Иркутской области, которая раз за разом выявляет на объекте нарушения и выдаёт застройщику – ООО «Строительная компания «Байкал» – предписания.
– На сегодняшний день, несмотря на многочисленные предписания, у нас остаются серьёзные претензии к организации строительной площадки по объекту, расположенному по адресу: ул. Ширямова, 10а, – заявляет Екатерина Козулина, руководитель отдела государственного строительного надзора Службы. – В октябре прошлого года при проверке специалисты обнаружили отступления от стройгенплана. В частности, не был выполнен участок ограждения территории, отсутствовал второй въезд на стройплощадку. В конце декабря мы вышли на внеплановую проверку и удостоверились: ни один из пунктов предписания застройщик не удостоил своим вниманием. Ограждение по-прежнему не соответствует нормам организации строительного производства. Сейчас, правда, установлен забор из профлистов, но они местами даже не закреплены. Ничего не сделано, чтобы привести в норму противопожарное расстояние между объектом и соседними зданиями. Все эти пункты нарушений повторяются буквально в каждом предписании, на них проверяющие указывали, наверное, раза четыре. Последняя проверка, как обычно, завершилась составлением протокола об административном правонарушении.
Екатерина Козулина не сомневается: от очередной бумаги надзирающего органа застройщик опять отмахнётся, оставит всё как есть. По её словам, специалисты Службы вынуждены общаться с директором строительной компании «Байкал» Евгением Шишкиным исключительно по почте. Господин Шишкин игнорирует ведомство, обложившее его предписаниями. На телефонные звонки не отвечает, результаты выездов направляются ему письмами. «Мы до сих пор даже не имеем представления о том, как будет выглядеть строящееся здание в целом. У нас нет проектной документации на объект в полном объёме», – признаётся руководитель отдела государственного строительного надзора. А на мой вопрос, каких конкретно документов не хватает, отвечает: «У вас блокнотика не хватит, если я все перечислю».
В тесноте и обиде
Жалобы на застройщика идут валом. На стадии котлована строительство было надолго заморожено, и люди, которые служат в том районе, опасались свалиться в яму. В прошлом году работы, наконец, возобновились. И начался ад для предприятий, расположенных по соседству со стройкой. Из-за отсутствия второго въезда на стройплощадку большегрузные машины проходили через территорию смежных организаций. Споры закончились установкой шлагбаумов, перекрывающих путь строительной технике. Почему с грубым нарушением норм пожарной безопасности на объекте так долго мирится противопожарная служба, можно лишь строить нехорошие догадки.
От соседнего со стройкой здания, где располагается ООО «Апрель», будущую высотку по генплану отделяет расстояние в три метра. По словам Екатерины Козулиной, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает между зданиями коридор в 10 метров. Специалисты Госстройнадзора считают, что это отступление от противопожарных требований допущено ещё на стадиях разработки проекта, экспертизы проектной документации и выдачи разрешения на строительство. Но в действительности дело обстоит даже хуже, чем на бумаге: между забором, за которым скрывается фундамент «Бизона», и фирмой «Апрель» проходит лишь узенькая, метровой ширины, лесенка. Прошлой весной это крыльцо буквально грозило сползти в котлован, и ООО «Апрель» вынуждено было обратиться в арбитражный суд с требованием понудить застройщика, для которого законы не писаны, немедленно провести работы, предотвращающие обрушение земли. Лишь после судебной тяжбы строители уплотнили грунт между будущей высоткой и крыльцом соседнего здания, пообещав изготовить стену цокольного этажа, пока сотрудники «Апреля» не переломали себе ноги. Но исполнить эти условия мирового соглашения оказалось не так-то просто. Как пояснили в Службе госстройнадзора, работы по укладке фундамента подрядчиком были выполнены некачественно, использовалась не та арматура, которую предусматривал проект. В результате фундамент пришлось демонтировать и заливать заново, на что ушло прошлое лето. Кстати, когда проводились эти работы, разрешение на строительство у СК «Байкал» было просрочено, за что Госстройнадзору опять же пришлось привлекать компанию к административной ответственности.
На сегодняшний день СК «Байкал» располагает разрешением, действие которого продлено до 31 декабря 2015 года. Служба архитектуры Иркутской области, как и Госстройнадзор, выявляла нарушение законодательства о градостроительной деятельности ещё на стадии его выдачи, но арбитражный суд региона решил спор в пользу застройщика. Старший прокурор отдела областной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Ирина Быкова оснований для прокурорского реагирования в такой ситуации не видит. «Законность строительства определяется наличием правоустанавливающих документов. А сроки возведения здания закон не ограничивает, – говорит Ирина Быкова. – Своей собственностью компания может распоряжаться как пожелает. Денег нет – может и не строить. А то, что яма стоит напротив аэропорта как «памятник», так в Иркутске таких «памятников» полно. В том числе поблизости от мэрии». Что же касается нарушений законодательства при организации строительной деятельности, то, по словам прокурора, «этот вопрос курирует Служба госстройнадзора». Ирина Быкова, как мне показалось, с пониманием относится к «проблеме застройщика», которая заключается в том, что «из-за недостаточной площади земельного участка требования стройнадзора исполнить просто нереально». И невозможность организовать въезд и выезд техники на площадку, довести до нормы противопожарное расстояние между объектом и смежным зданием на начальном этапе стройки – это только цветочки. Ягодки ожидаются впереди, на стадии возведения верхних этажей «стильного здания». Установка башенного крана для подъёма грузов проектной документацией не предполагается, что связано, видимо, с обеспечением безопасности взлётно-посадочных операций на аэродроме. Но из-за малых размеров стройплощадки, определённой архитектурно-планировочным заданием, размещение на ней каких-либо других подъёмных механизмов, по словам специалистов, «весьма затруднительно».
Между небом и землёй
Спрашивается: зачем застройщику выдавали разрешение на возведение высотки в таких условиях? В декларации, размещённой на сайте bcbizon,ru, ответ на этот вопрос звучит лирично: «На общее построение здания повлияла окружающая застройка. Протяжённый, горизонтальный характер старого и нового зданий аэропорта, близлежащих административных блоков советского периода предопределил необходимость контрастного решения – вертикального строя офисного здания». На рисунках это «контрастное решение» и правда выглядит красиво, однако проблемы с точечной застройкой в приаэродромной территории длятся уже несколько лет: «вертикальный строй» никак не удаётся втиснуть на клочке земли между «блоками советского периода».
Среди противников «уникального проекта» поначалу были не только те, кто работает в смежных с котлованом зданиях. В 2007 году, когда запрашивалось разрешение на строительство, старший авиационный начальник иркутского аэродрома дал своё «добро» с одним условием: предельная высота новостройки не должна превышать 21,3 метра, тогда как запроектированное здание в эти параметры никак не укладывалось. При очередном продлении разрешения на строительство в 2013 году уже авиакомпания «Ангара» потребовала снизить размеры высотки до уровня пятиэтажки – чтобы у вертолётов было больше возможностей для маневрирования. С учётом многочисленных трагедий в небе над Иркутском вопрос воздушной безопасности при возведении десятиэтажки в приаэродромной территории звучит особенно остро.
Конец спорам вроде бы положило решение Верховного суда России, принятое в январе 2014-го. Согласно этому документу, теперь не требуется согласия на строительство старшего авиационного начальника иркутского аэродрома, достаточно получить положительное заключение собственника, полномочия которого осуществляет на сегодняшний день федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». Процедура предполагает предварительное подписание протокола согласования всеми главными операторами аэропорта, а окончательный вывод должно сделать территориальное межрегиональное управление «Росавиации», в данном случае – Западно-Сибирское. После предостережения, объявленного строительной компании Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой, научно-исследовательский институт аэронавигации подготовил заключение по оценке влияния строящегося здания на безопасность полётов в небе над Иркутском. Специалисты сделали вывод: взлётно-посадочным операциям воздушных судов ничего не грозит, если объект (вместе с антеннами, а также используемой строительной техникой) будет возвышаться над уровнем моря не более чем на 514 метров. Таким образом, предел высоты строящейся многоэтажки сразу увеличился с 21,3 до 35,7 метра. Комиссия ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и территориальное управление «Росавиации» согласовали возведение 10-этажного офисного здания на улице Ширямова с рестораном на открытой террасе крыши. Проектировщики, видимо, считают, что это очень круто: любоваться на «город падающих самолётов» (так окрестили Иркутск после примерно десятка авиакатастроф, случившихся за последние годы), находясь в непосредственно близости от взлетающих лайнеров.
За красной чертой
Директор СК «Байкал» Евгений Шишкин рассказал, что занялся строительством высотки в 2013 году. На своём сайте он преподносит себя как «успешного организатора процесса в строительном бизнесе», который работает «только с проектами стоимостью свыше 50 млн рублей». А бизнес-центр «BIZON» представляет как образец «комплексного решения по эффективному использованию земельного участка». По словам Шишкина, он никак не предполагал, что желание быстрыми темпами завершить работы и превратить объект в стильное и красивое здание наткнётся на столько препятствий, потребует массу согласований, вызовет не одну судебную тяжбу. Но чему тут удивляться: это типичные проблемы точечной застройки. Их вполне можно было предусмотреть на стадии экспертизы проектной документации и выдачи разрешения на строительство администрацией города. Однако в истории с котлованом, которому столько лет не удаётся превратиться в «современное здание со стильным дизайном», понять логику администрации областного центра очень сложно.
Вот, к примеру, постановление 2011 года «Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска», подписанное мэром Виктором Кондрашовым. К документу прилагаются план и разбивочный чертёж так называемых красных линий, обозначающих границы территорий общего пользования. Клочок земли в пять соток, предназначенный для воплощения в жизнь «уникального проекта» коммерческого здания с рестораном на крыше, целиком и полностью расположен за красной чертой. То есть на территории, которая, согласно постановлению, должна отойти под расширение автомагистрали улицы Ширямова. Получается, городская власть вынесла это постановление после того, как сама же разрешила на месте планируемой дороги возвести высотку. Мало того, она позволила застройщику полностью занять тротуар улицы Ширямова, вынудив пешеходов передвигаться прямо по проезжей части, отчего изрядно сократилась полоса движения автотранспорта, и без того узкая.
Свои коррективы в достаточно хаотичные планы муниципалитета, безусловно, внесёт подписанный в декабре 2014 года президентом страны указ о передаче в течение ближайших трёх месяцев акций Иркутского аэропорта из федеральной собственности в областную. При этом предполагаются не только реконструкция аэропорта, строительство нового пассажирского терминала, но и изменение облика привокзальной площади. Как заверил журналистов «Восточки» губернатор, стройка за забором на улице Ширямова не вписывается в согласованное с президентом страны решение. «Как могла городская власть раздать земли на красных линиях, да ещё потом умудриться проиграть дело с этой стройкой в суде? – с возмущением говорит Сергей Ерощенко. – Необходимо разрешить вопросы этого узла возле аэропорта, для этого есть возможности, хотя придётся, видимо, ещё судиться. Мы будем заниматься дорогой, ведущей от улицы Советской на Ширямова. Сформируем привокзальную площадь, автостоянку, чтобы она была цивилизованной. Всем этим собираемся заниматься параллельно с получением документов на передачу аэропорта. Рассмотрим предложения архитекторов, есть предложения Иркутскгражданпроекта. В течение года с этими вопросами разберёмся».
«Лучше бы городу на садик деньги подарили»
У стройинвестров, вложивших в будущий бизнес-центр «BIZON» немалые деньги, как я поняла, чёткого представления о перспективах строительства объекта до сих пор нет, несмотря на красочные рекламные проспекты. С одним из инвесторов мне удалось поговорить по телефону. Договор долевого участия в строительстве здания компания, которой он руководит, заключила ещё в 2013 году, тогда же выплатила, по словам собеседника, «очень хорошие деньги». СК «Байкал» обязалась к сентябрю 2014 года сдать оплаченный этаж. Кстати, один из верхних. Но к этому сроку застройщик не справился ещё с цоколем, объясняя проволочки форс-мажорными обстоятельствами. «Мы чувствуем себя обманутыми дольщиками, финансово пострадавшей стороной, – заявляет стройинвестор. – На вложенные фирмой деньги можно было бы, по моим прикидкам, возвести хотя бы три этажа. Но мы видим только фундамент, засыпанный снегом. Объект для нас до сих пор непрозрачен: кто и что там строит, непонятно. Поверив, что трудности временные, мы заключили договоры с СК «Байкал» ещё на несколько этажей. Теперь застройщик заявляет, что у него нет денег, он ждёт продолжения финансирования. А мы чувствуем, что теряем вложенные деньги. Обидно, уж лучше бы мы их городу подарили на садик».
Директор строительной компании Евгений Шишкин ситуацию объясняет по-своему. Прежде всего, когда покупали объект, не усмотрели, что товар с гнильцой. Из-за того, что бывшие хозяева пытались сэкономить на материалах, на демонтаж уже построенного на негодном фундаменте цокольного этажа ушла немалая сумма, вложенная дольщиками. К тому же, упустили время, подходящее для строительства, на укрепление обвалившейся дороги. Потом начался экономический кризис в стране, и цены на стройматериалы поползли вверх. Инвесторы заморозили финансирование. Теперь приходится составлять новую смету и формировать другой строительный график. Тем не менее, Евгений Шишкин с уверенностью заявляет, что полностью завершит строительство к концу нынешнего года, как и предусмотрено договором с дольщиками: «Найму китайцев. Всё будет сделано в срок и с хорошим качеством. И тогда вы сможете полюбоваться на великолепные фасады здания». Но это только в сказках дворцы вырастают за одну ночь. А в реальности больше года у застройщика ушло на «возведение» корявого забора и цоколя, до сих пор не решены вопросы организации стройплощадки. И это не учитывая проблем с новым собственником аэропорта, у которого, как мы убедились на встрече с губернатором, совсем другие планы на использование земель в приаэродромной территории.
В своём рекламном проспекте СК «Байкал» называет «хорошей новостью» открытие бизнес-центра «BIZON», которое якобы случится «очень скоро». Компания заверяет, что продажи отдельных офисов, а также целых этажей стартовали. И даже объявляет потенциальным покупателям о гарантиях: «Если вы не сдадите в аренду свои площади по цене от 1200 руб. за кв. метр в месяц – мы вернём вам деньги за офис».
Я решила последовать совету «не откладывать обдумывание выгодного предложения в долгий ящик» и позвонила по указанному в рекламном проспекте телефону. «Можно купить помещение в бизнес-центре «BIZON»?» – спросила я. И в ответ услышала: «Предложение не актуально, всё уже продано». Как пояснил Евгений Шишкин, большую часть площадей купила компания «BIZON», названная так в честь будущей новостройки.