издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Песчано-гравийный интерес

В Иркутской области «подрос» интерес местных компаний к общераспространённым полезным ископаемым (ОПИ). В 2014 году региональное минприроды залицензировало около 40 объектов недропользования. Общая сумма разовых платежей по ним составила более 104 млн рублей – восьмикратный рост по сравнению с 2013 годом. Теперь чиновники рассчитывают на аналогичную тенденцию по налогу на добычу полезных ископаемых.

Интерес к ОПИ со стороны строительных компаний вырос в Приангарье в 2014 году. Связывают его эксперты минприроды Иркутской области со всплеском дорожного строительства и домостроения. По итогам 2014-го, на аукционе были реализованы 36 лицензий на право пользования участками недр местного значения. Во время этих аукционов региональная казна выручила 104 млн рублей – сумма разовых платежей, уплаченных компаниями за лицензии. Ещё 6,5 млн удалось собрать с недропользователей за проведение экспертизы, переоформление лицензий, НДПИ па ОПИ и т. д. Среди победителей аукционов в основном местные компании – ЗАО «Дорожник», ОАО «Труд», ООО РСП «Топка» и т. д. Между тем в 2013 году сбор по разовым платежам составил всего лишь 13 млн рублей, рассказывает «СЭ» заместитель министра природных ресурсов Василий Молочный.

При этом большая часть лицензий на ОПИ в Приангарье по-прежнему выдаётся в промышленно развитых территориях – в Иркутском, Ангарском, Шелеховском, Усольском, Нижнеудинском, Тайшетском районах. Появился интерес у недропользователей и к Жигаловскому району, где идёт подготовка к обустройству Ковыктинского месторождения, к зоне БАМ в связи с модернизацией магистрали. По данным регионального ведомства, преимущественно на аукционах приобретаются лицензии на песчано-гравийные породы – 75%, остальные – на строительный камень, песок, глины. Средняя площадь залицензированных объектов ОПИ небольшая – до 0,20 га, с молотка они уходят за сумму не более 1,5 – 3,5 млн рублей.

Среди интересных приобретений ОПИ Василий Молочный называет крупное Олхинское месторождение гранитов, доставшееся ЗАО «Дорожник» (Слюдянка). Инвестор намерен добывать высокопрочный материал и использовать его в производстве бордюрного камня, облицовочной плитки для наружных работ и так далее. На пром­площадку в Шелехове уже закуплено новое оборудование для этого производства. Продукция будет поступать на региональный рынок.

Зато экзотикой среди потребителей полезных ископаемых местного значения считается торф, который пригоден для производства удобрений. Спроса на него в регионе практически нет. В Иркутской области на госбалансе находится 115 месторождений торфа, ещё более 50 проявлений не поставлены на баланс. «Нам удалось залицензировать только одно месторождение – Савватеевское в Ангарском районе. Его собственником является одноимённая компания, которая намерена производить на основе торфа органические удобрения для собственных производственных нужд», – говорит заместитель министра.

– Устойчивый рост лицензирования объектов ОПИ наблюдается последние пять лет. Думаю, уже по итогам 2015 года можно ожидать и серьёзное увеличение сбора по НДПИ. Во всяком случае, компании к этому готовы: они располагают теперь куда большей сырьевой базой, чем в предыдущие годы, – прокомментировал собеседник издания, однако приблизительную сумму НДПИ, которую прогнозирует ведомство, назвать отказался.

На продолжение тенденции министерство рассчитывает и в 2015 году – предполагается выдать права на добычу ОПИ по 50 объектам. Предварительные заявки от компаний уже поступили. Среди наиболее интересных объектов, которые находятся пока в нераспределённом фонде, – крупнейшее месторождение гранитов «Скалистый» в Шелеховском районе (запасы составляют около 100 млн куб. м). Эти достаточно молодые породы обладают сверхпрочностью и подходят для строительства мостов и зданий любой высотности.

Кроме того, с середины 2014 года в Иркутской области у недропользователей появилась возможность получать право пользования участками недр местного значения на бессостязательной основе. Недропользователь на основании собственной заявки получает лицензию на проведение геолого-разведочных работ (поиск и оценка) на объектах, расположенных в неразвитых, с промышленной точки зрения, районах, вне районов с оценёнными ресурсами ОПИ. Закончив изучение и подсчитав запасы на вновь открытом участке недр, недропользователь как первооткрыватель получает приоритетное право приобрести лицензию на добычу, уплатив лишь сумму разового платежа. В 2014 году было выдано около 30 лицензий на проведение поисково-оценочных работ, а уже в 2015 году предприятия, закончившие геологическое изучение, начнут получать лицензии на добычу на открытых ими месторождениях ОПИ.

– Эта схема удобна для компаний – не надо переплачивать за лицензию. Ведь иногда на аукционе цена за неё со 100 тысяч может вырасти до 10 миллионов рублей, и инициатор торгов остаётся не у дел. А у него, например, госконтракт на строительство линейного сооружения – ЛЭП, дороги, трубопровода. Сейчас, оказавшись в такой ситуации, подрядчики зачастую вынуждены добывать инертные материалы нелегально, – говорит Василий Молочный.

На 2015 год уже подано много заявлений от компаний, желающих получить право пользования недрами на бессостязательных условиях. Среди них подрядные организации, работающие с «Газпромгеологоразведкой», «Газпром добычей», занятые в федеральном проекте «Сила Сибири», на сооружениях трубопровода ВСТО, а также муниципальные организации, обслуживающие дороги в населённых пунктах.

– Выгодно это и для региона – мы наращиваем минерально-сырьевую базу и восполняем дефицит доступных лицензированных карьеров в отдалённых территориях. Ведь, по идее, каждый район должен иметь несколько собственных карьеров инертных материалов. И без лицензирования здесь не обойтись. А если мы пойдём по пути, когда каждый будет добывать там, где ему захочется, то повторится ситуация, сложившаяся в Китае, где чуть ли не половина рек за последние 30 лет исчезли с карты этой страны, – рассказывает собеседник «СЭ».

Масштабы ущерба от стихийной добычи оценить в министерстве не берутся, ссылаясь на отсутствие статистики. Но в пример приводят территории в Иркутском районе, больше всего пострадавшие от нелегальной добычи, – изрытые долины рек под посёлками Оёк и Хомутово, а также участки в Иркутске на реке Ангаре.

Нарушители в основном частные лица, добывающие ОПИ якобы для собственных нужд. Один такой «частник», по подсчётам Василия Молочного, может добывать до 100 тыс. кубов ПГС в год – объём, сопоставимый с мощностью небольших легальных предприятий. В министерстве считают, что с 2015 года такие нарушения пойдут на спад. «Нарушители пользовались лазейкой в Законе «О недрах», где не было точно определено понятие «собственные нужды». 29 декабря 2014 года внесены поправки в закон. Собственными нуждами теперь считается использование ресурсов для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью без права передачи другим лицам», – комментирует чиновник. 

Справка «СЭ»: По оценке минприроды Иркутской области, в регионе насчитывается 394 месторождения ОПИ. Из них 111 – песчано-гравийных пород, 87 – глины, 46 – строительного камня, 25 – песков строительных, 14 – керамзита, 4 – извести. Между тем около ста из существующих месторождений на сегодняшний день требуется секвестировать по различным причинам. В том числе связано это с природоохранным законодательством: песчано-гравийные смеси теперь запрещено добывать в водоохранной зоне. Добыча и разведка ОПИ, которые применяются в стройиндустрии, в Иркутской области ведутся, по данным на конец 2014 года, на 192 объектах недропользования.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры