«Выйти с минимальными потерями»
Российские власти подстраиваются под маловодье на Байкале
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности готова «адаптировать существующие нормативные документы» к тем условиям, которые сложились в связи с маловодьем на Байкале. Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, выступая на дневном пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ. В свою очередь Минприроды и МЧС России вместе с другими ведомствами должны до конца января подготовить проект документа, позволяющего в силу сложившейся гидрологической обстановки уменьшить в 2015 году минимально допустимый уровень воды в озере ниже 456 м в Тихоокеанской системе высот.
«Ситуация, которая сложилась в бассейне Байкала, носит комплексный и системный характер», – заметил ранее министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков, чьи слова приводит пресс-служба МЧС России. Лето 2014 года выдалось экстремально маловодным, из-за чего приток в Байкал, половину которого обеспечивает Селенга, резко сократился. Несмотря на то что сбросные расходы Иркутской ГЭС начиная с июня уменьшались в полном соответствии с гидрологической обстановкой, к началу 2015 года уровень воды в озере приблизился к предельно допустимой отметке, установленной правительством РФ в марте 2001 года. По данным Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, он составил 456,08 м ТО, тогда как минимум, разрешённый правительственным постановлением четырнадцатилетней давности, составляет 456 м ТО.
Власти Бурятии заявляют о том, что ситуация близка к критической. В частности, 12 января президент республики Вячеслав Наговицын поручил региональному министерству природных ресурсов «проверить данные о том, что в колодцах прибрежных деревень исчезла вода», и добавил, что «впору вводить ЧС». В Иркутской области другая проблема: каким бы низким ни был приток в Байкал, сократить попуски станции, чьим водохранилищем он является, менее чем до 1300 кубометров в секунду (или, на время, 1250 кубов ежесекундно, если позволит ледовая обстановка ниже по течению) не представляется возможным – остановятся водозаборы в Ангарске, Усолье-Сибирском, Свирске, Черемхове и близлежащих посёлках. «Не так давно проходило совещание на федеральном уровне, я ранее писал письмо президенту, а только вчера отправил ещё одно полпреду [в Сибирском федеральном округе], – прокомментировал корреспонденту «Сибирского энергетика» сложившуюся ситуацию губернатор региона Сергей Ерощенко. – Я никогда не делил Байкал на иркутскую и бурятскую территории, так что нынешняя проблема – общая. Если мы, допустим, перестанем осуществлять сброс воды [через Иркутскую ГЭС в объёмах менее 1300 кубометров в секунду], то она станет проблемой почти для полумиллиона человек, тогда как в Бурятии речь о тридцати тысячах. Если мы их переведём на бутилированную воду, это будут миллионы бутылок, которые нужно будет приобрести. А это деньги, которые выбрасывать на ветер нельзя». Выходом, по мнению Ерощенко, должно быть техническое, а не политическое решение, позволяющее пересмотреть допустимый уровень Байкала в соответствии с гидрологической обстановкой (такой вариант, кстати, был предусмотрен в первоначальной редакции проекта Постановления Правительства РФ № 234, регламентирующего отметки озера при осуществлении хозяйственной деятельности в его бассейне).
На необходимость обеспечить устойчивую работу водозаборов обратил внимание и Пучков. Как сообщает пресс-служба МЧС России, 19 января он рассказал о том, что в десятидневный срок министерство совместно с Минприроды и другими ведомствами подготовит проект нормативно-правового акта, который позволил бы водопользователям использовать ресурсы Байкала так, чтобы уровень озера мог опуститься ниже разрешённой отметки. Как следует из заявления Донского на «правительственном часе» в Госдуме, этот документ будет действовать только в 2015 году. По его словам, Минприроды внесёт в правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС предложения, направленные на то, «чтобы адаптировать существующие нормативные документы» к той обстановке, которая сложилась на Байкале. Глава МЧС, в свою очередь, полагает, что «принимаемые меры и решения позволят выйти из данной ситуации с минимальными потерями».