Музей с Зазеркальем
В декабре мы писали о частном музее ретромототехники, а в канун Нового года в Иркутске открылся ещё один частный музей – музей оптических иллюзий «Фантаст». В каникулы здесь побывало много посетителей, иркутяне приходили целыми семьями. Наша репортёрская группа также отправилась в «Фантаст», чтобы побродить по зеркальному лабиринту, зайти в комнату Эймса и сунуть указательный палец в бесконечный тоннель.
Идея музея принадлежит иркутянам Олегу Воронову и Владиславу Ханаеву. Музей как бизнес – не самое рентабельное предприятие, но нашим героям хотелось разнообразить жизнь Иркутска.
– В жизни мы занимаемся разными проектами, в том числе и общественными, – рассказывает Владислав Ханаев. – Я работал администратором в школе Романова, сейчас возглавляю общественную приёмную депутата. Этот проект имеет опосредованную привязку к моей основной деятельности, хотя боль за состояние города, конечно, присутствует. В Иркутске открываются либо торговые центры, либо питейные заведения, а хотелось, чтобы что-то новое появилось для детей, для семей. Взрослым ведь тоже в нашем музее очень интересно, мы видели, как мамы и папы сами превращаются в ребятишек среди экспонатов. Поэтому мы старались успеть открыть музей к началу новогодних каникул. Всё вместе монтировали около 3,5 месяца, работа шла каждый день.
Мэрия и администрация Свердловского округа оказали информационную поддержку, материального же подкрепления организаторы музея ни от кого не ждали, не просили и на него не рассчитывали.
– Когда появилась эта идея, почему именно эта идея и когда её начали воплощать?
– Идея в голове витала давно, пару-тройку лет точно: имеется фотография с одним из 3D-изображений ещё трёхлетней давности.
По образованию я физик, окончил физико-технический факультет Уральского политехнического института, тема оптики, иллюзий мне достаточно близка и очень интересна, – отвечает Олег Воронов. – Информации было мало, что-то приходилось самому вычислять. Но я уверен: идеи надо воплощать, только тогда они приносят радость и результат. Постепенно появилась возможность реализовать наш замысел, а непосредственно воплощать его мы начали в прошлом году. Конечно, поездки в другие города тоже наложили свой отпечаток, в той или иной мере такие экспонаты, демонстрирующие оптические иллюзии, присутствуют в разных городах нашей страны. Хотелось, чтобы появилось что-то подобное, причём в одном месте.
– Где искали и покупали экспонаты?
– Большинство сделано своими руками. Мы не можем изготовить линзу Френеля, она покупалась, – продолжает Олег Воронов. – А вот комнату Эймса, шпионскую и секретную комнаты проектировали и строили самостоятельно. В основном все большие экспонаты были сделаны собственными руками, а мелочь закупалась.
Комната Эймса – один из самых удивительных экспонатов «Фантаста». Это помещение неправильной формы, и у зрителя, что стоит на определённой точке, создаётся впечатление, иллюзия искажения размеров – когда один человек выглядит гигантом, а другой – лилипутом, при этом в жизни разница в росте может быть диаметрально противоположной. Впервые эта комната была спроектирована в 1934 году американским офтальмологом Альбертом Эймсом и построена в 1935-м. Комната Эймса спереди выглядит как обычная комната кубической формы. Однако истинная форма комнаты трапециевидная: стены наклонены, потолок и пол также находятся под наклоном, а правый угол расположен гораздо ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем левый, или наоборот. Создающиеся иллюзии разницы в росте настолько убедительны, что человек, идущий вперёд и назад от левого угла в правый угол, «растёт» или «уменьшается» на глазах.
Принцип комнаты Эймса широко используется в кино и на телевидении для создания спецэффектов, когда человека нормального роста необходимо показать в качестве гиганта или карлика по сравнению с другими.
– Какова теоретическая основа для построения этой удивительной комнаты?
– Геометрия и тригонометрия, больше ничего, – улыбается Олег Воронов. – Также мы присоединили видеокамеру и два монитора – один выведен в зал, другой находится непосредственно в комнате Эймса – каждый может увидеть себя в оптических иллюзиях. В окно видно идеальную прямоугольную комнату и людей разного роста.
В музее представлены картинки, наглядно демонстрирующие иллюзию Вертгеймера-Коффки (часть кольца на белом фоне кажется более тёмной. Если же убрать приложенный для контраста карандаш, то иллюзия исчезает); решётку Геринга (на пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд, видны маленькие серые пятна) – это так называемые классические иллюзии, придуманные достаточно давно, но незнакомые широкому кругу людей. Кое-какие музейные экспонаты удалось даже купить в иркутских книжных магазинах – например, книгу, в которой при определённых действиях картинки «оживляются» (по типу мультипликационных фильмов). Как ни странно, у современных детей, избалованных всяческими развлечениями и гаджетами, эта нехитрая забава вызывает неимоверный восторг. В музее можно пройти тестовые задания на сообразительность, кому-то они неинтересны, а кто-то бьётся насмерть – пока не разгадаем, мы отсюда не уйдём! Маленький, но очень любопытный экспонат – бесконечный тоннель, мнимое изображение, что создаётся оптическими зеркалами. Все экспонаты и не описать, это как раз тот случай, когда надо видеть и трогать. Благо, что «Фантаст» – интерактивный музей, здесь руками трогать можно и нужно!
Впрочем, прежде, чем попасть в зеркальный лабиринт, нужно надеть одноразовые перчатки. Для построения зеркального лабиринта ушло более 80 зеркал, он занимает площадь около 35 квадратных метров. Стойки и зеркала закупали специально. В зеркальном лабиринте нужно найти выход, но чем дольше ты ходишь, тем выше риск головокружения, имейте это в виду.
– О будущем своего музея вы думали?
– Будем развиваться! – обещают организаторы. – Нужно пополнять экспозицию, уже есть куча идей. Мы видим, есть отдача, отклики, обратная связь, людям интересно, это нас воодушевляет. Мы слышим разговоры – кто-то в Мюнхене подобное видел, кто-то в Праге. А теперь музей оптических иллюзий есть и в Иркутске.