В полотнах – лики России
Ой да ты тайга моя густая, Раз увидишь – больше не забыть! Ой да ты девчонка молодая, Нам с тобой друг друга не любить! В.А. Кернер. «Бодайбинка» Задушевное, пронзительное и напевное, мощное и лирическое, словно народная песня – так можно охарактеризовать творчество живописца Василия Иннокентьевича Бочанцева. За его плечами серьёзная школа учёбы в Московском художественном институте им. Сурикова, его называют классиком приморской живописи, но всё же истоки могучего таланта художника кроются в природе Сибири, в глубоком понимании неразрывной связи человека с его родиной и корнями.
В Иркутске творчество этого художника, к сожалению, малоизвестно, однако в 2013 г. «Галерея В. Бронштейна» пополнилась работами живописца, и нам удалось узнать побольше об этом замечательном, но незаслуженно забытом мастере.
Василий Бочанцев родился в 1932 г. в селе Комой Эхирит-Булагатского района Иркутской области, в рабочей семье. Василий был со-всем маленьким, когда Бочанцевы переехали на Ленские золотые прииски, в Бодайбо. Впоследствии тема Ленских приисков, как и суровая красота тех таёжных мест, прочно войдут в творчество Бочанцева и воплотятся в «витимской» серии пейзажей и картинах на историческую тематику.
Уже в детстве у мальчика был замечен талант к рисованию. Детское увлечение со временем переросло во вполне осознанное стремление связать свою дальнейшую жизнь с искусством. В 1950 г. Василий Бочанцев поступил в Иркутское художественное училище, где его преподавателями были Глеб Богданов и Анатолий Алексеев. Богданов выделял В. Бочанцева среди своих студентов, связь учителя и ученика была прочной на протяжении всей их жизни. Он, как мог, поддерживал молодого живописца, а однажды дочь Бочанцева, Вера, услышала от Глеба Васильевича: «Твой отец пре-взошел меня».
После окончания училища, в 1959 г., Бочанцев поступил в Московский художественный институт им. Сурикова, на факультет живописи к профессору Цыплакову – мастеру исторической картины.
Обучение на отделении исторической живописи требовало большой самоотдачи, дисциплины и постоянного совершенствования мастерства. Всё свободное время Василий проводил в Третьяковской галерее, изучая полотна Репина, Серова, Коровина. Однако его кумиром всегда был Суриков, репродукция портрета которого хранилась у художника дома. Именно живопись этого выдающегося сибиряка во многом определила дальнейший творческий путь Бочанцева.
Дипломной работой художника стало монументальное историческое полотно «Разоружение колчаковцев», после защиты которого о Василии Бочанцеве заговорили как о «втором Сурикове». В 1966 г. Бочанцевы переехали во Владивосток – декан художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств, приметив талантливого выпускника, пригласил его преподавать на кафедру живописи и рисунка.
Началась активная творческая жизнь. Бочанцев был замечательным педагогом, за 10 лет работы в институте он подготовил три выпуска живописцев. По воспоминаниям людей, знавших его, Василий Иннокентьевич был великолепным рассказчиком, прекрасно пел и играл на гитаре. К нему всегда тянулись люди…
В 1967 г. Василий Бочанцев становится членом Союза художников СССР и Приморского отделения Союза художников РСФСР. Живописец активно участвовал в выставках, много путешествовал, объездив и исходив весь Дальний Восток и Сибирь, любил возить студентов на летнюю практику. И писал. Писал много, постоянно – даже в выходные дни, в мастерской и дома. У Бочанцева было много идей, об этом свидетельствует огромное количество оставшихся рисунков, эскизов и набросков. Но, как жаловался сам художник, ему не хватало времени…
Бочанцев был поистине «человеком эпохи Возрождения». Пытливый ум мастера хотел объять необъятное, касалось ли это разнообразия живописных тем или материалов и техник для их воплощения.
Детство, которое Василий провёл на Ленских приисках, красота сурового Витима, ощущение бескрайности тайги нашли впоследствии воплощение в «витимской» серии пейзажей. Среди зарисовок сибирской природы нашлось место и Иркутску с его покосившимися деревянными домиками и тихими улочками, исполненными провинциальной степенности.
Во время жизни в Москве живописец много путешествует по старинным русским городам. Ростов Великий, Загорск, Новгород, Александров поразили художника своей историей, величием и одухотворённостью древней архитектуры. Прекрасный, строгий, белоснежный мир древнерусского зодчества вдохновил художника на написание сотни этюдов. Тема прошлого Руси не оставит Бочанцева на протяжении всей его жизни. Во Владивостоке, взяв за основу этюды и зарисовки «московского» периода, живописец напишет серию картин, в которых с новой силой зазвучит мощь Руси.
Художник много писал Владивосток – кипучую портовую жизнь, корабельные доки и моряков, теряющиеся в дымке сопки. Но, будучи настоящим «таёжником», изображать море не любил.
Василий Бочанцев был превосходным портретистом. Для создания исторических полотен им было выполнено огромное количество портретных набросков и зарисовок. Рабочие с Ленских приисков, крестьяне, коренные жители Сибири, строители Братской ГЭС и портовые грузчики… Писал легко, внимательно фиксируя взглядом профессионального историка детали, подмечая особенности, делая акцент на значимом. С обрывков бумаги, фрагментов старых обоев или страниц отрывного блокнота правдиво и бесхитростно смотрит на нас та эпоха. С особой теплотой Бочанцев писал своих родных и близких, особенно старшую дочь Верочку.
Однако же подлинным размахом отличается историческая живопись мастера. Не случайно кумиром Бочанцева на протяжении всей его жизни был Василий Иванович Суриков – его тёзка и сибиряк, эпичность и монументальность живописи которого не могла не сказаться на творчестве молодого художника. Увлечение многофигурной композицией на темы прошлого своей страны нашло отражение уже в ранних набросках и эскизах Бочанцева, многие из которых впоследствии были воплощены в сложных по замыслу и композиции произведениях.
Художника интересовала Русь былинная с её теремами и деревянными избами, неторопливым бегом ладей и сверкающими куполами соборов, суровая, языческая Сибирь и её отважные первопроходцы. Но главной темой творчества Василия Иннокентьевича стала история России начала ХХ столетия, Белое движение, революционные события 1917 г. и связанная с ними народно-освободительная борьба.
1972 г. ознаменовался в жизни художника двумя светлыми событиями. В семье Бочанцевых родилась вторая дочь, Нина. В этом же году состоялась единственная прижизненная персональная выставка художника, получившая множество восторженных отзывов.
Но счастье Бочанцевых было недолгим. Спустя некоторое время умирает любимая жена Люсенька. Проблемы со здоровьем начинаются и у самого художника. Все последние годы Бочанцев работает над «Реквиемом», пожалуй, главной исторической композицией всей жизни художника, ставшей и последним его творением. Она была задумана как триптих, но Бочанцев успел написать лишь центральную часть – сам «Реквием».
Трагические события Ленского расстрела 1912 года волновали художника долгие годы. И это не было случайностью – ведь художник родился на Ленских приисках, где и произошёл когда-то расстрел бастующих рабочих. В тех местах В. Бочанцев делал наброски и подготовительные этюды, слушал рассказы очевидцев страшных событий. Картину же писал дома, пытаясь успеть закончить её, даже когда был очень болен.
Воплощенная на холсте сцена не изображает расстрел ленских рабочих, в ней отсутствует действие как таковое. В безмолвной и торжественной тишине полотна разворачивается многоголосье человеческих судеб и характеров. Рабочие и их жёны, старики и дети словно замерли в тревожном ожидании, на их лицах скорбь утраты близких и надежда на то будущее, которое они завоюют сами. Напоминанием о вечном высятся хоругви, призывом к активным действиям развеваются революционные стяги.
«Реквием» – это не только скорбь, но и память. Немыми свидетелями поминовения стали родные художника – его жена, дочь Вера, отец, родственники. Василий Иннокентьевич вписал их образы в свою картину, а в правой части полотна печально и строго на нас смотрит сам художник.
В 1975 г. из-за тяжёлой болезни лёгких Бочанцев умер. Незадолго до его смерти в Москву было отправлено ходатайство о присвоении Василию Иннокентьевичу почётного звания «Заслуженный художник РСФСР».