Оптимистический сценарий
Губернатор подвёл итоги своего визита в Москву
На пресс-конференцию, посвящённую итогам своего визита в Кремль, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко приехал буквально с самолёта. Сразу начал с главного, то есть с указа о передаче Иркутского аэропорта в собственность области, подписанного президентом накануне Нового года. Как выяснилось, это не единственная приятная для Приангарья новость. Байкальск получил «добро» на строительство федерального тренировочного центра олимпийского резерва для подготовки к зимней олимпиаде и ещё по ряду других направлений, а сельское хозяйство – поддержку крупных проектов.
Первым делом – самолёты
Согласно подписанному президентом страны указу «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области», акции Иркутского аэропорта должны быть переданы из федеральной собственности в областную в течение ближайших трёх месяцев. Губернатор заявил, что уже подписано соглашение между правительством региона, Минтрансом России и Росавиацией о передаче 100% пакета акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и имущественного комплекса действующего аэродрома. Пакет документов уже прошёл согласование в аппарате правительства РФ.
– Иркутский аэропорт – важнейший логистический центр, ключевой объект областной инфраструктуры, который практически не развивается уже 20 лет, – прокомментировал решение губернатор. – Получив его в собственность области, мы одновременно получим возможность привлекать инвестиции в его развитие на условиях частно-государственного партнёрства. Уже завтра у меня состоится совещание с руководством аэропорта. В течение ближайшего времени будет объявлен конкурс и заключён контракт на проектирование нового аэропорта.
Губернатор отметил, что есть решение развернуть взлётно-посадочную полосу на 33 градуса в сторону Байкала, а также постоить новую полосу. По оценке главы региона, от момента заключения договора на проектирование до сдачи объекта пройдет не менее трёх лет. Планируется как реконструкция существующего аэропорта, так и строительство нового пассажирского терминала.
– Если бы область согласилась просто строить новый аэропорт, оставив в нынешнем состоянии существующий, это было бы неправильно, – считает губернатор. – При появлении нового аэропорта пассажиропоток приходится организовывать пять лет. Поэтому перед строительством нового аэропорта нужно добиться увеличения пассажиропотока. Мы показали президенту, что, поддержав региональную авиацию, регион уже получил хорошую динамику. Так что не может быть строительства нового без развития старого.
В качестве вероятных инвесторов модернизации аэропорта губернатор назвал компании «Ростехнологии» и «Роснефть». При этом «Ростехнологии», возможно, возьмут на себя строительство центра техобслуживания, «Роснефть» – топливный комплекс.
Передача крупнейшего объекта региону – решение, которое готовилось не один год. С 2012 по 2014 год в области была восстановлена работа пяти «малых» аэропортов, из которых самолеты не летали едва ли не два десятилетия. В итоге пассажиропоток Иркутского аэропорта вырос и составил почти 1,8 млн человек, а сам аэропорт фактически стал центром, объединяющим региональную сеть.
Байкальское будущее
Сергей Ерощенко рассказал также, что глава государства поддержал проект строительства федерального тренировочного центра олимпийского резерва по зимним видам спорта в Байкальске. Правительству РФ поручено включить проектирование и строительство центра в федеральную адресную инвестиционную программу на 2016–2018 годы.
Байкальск в силу своего местоположения больше любого другого города России оказался похож на корейский Пхенчхан, который в 2018 году примет зимние Олимпийские игры. Это обстоятельство позволило Иркутской области претендовать, и вполне успешно, на строительство на своей территории нового спортивного центра, где спортсмены смогут готовиться к соревнованиям по биатлону, лыжным гонкам, горнолыжному спорту, фристайлу и сноубордингу. Сергей Ерощенко отметил, что при реализации проекта планируется задействовать инфраструктуру курортов «Гора Соболиная», «Харлахта», «Мангутай».
Развитие аэропорта, строительство дороги на Байкал, строительство новой олимпийской базы в Байкальске в свою очередь будут способствовать развитию туризма на Байкале в целом.
– Я всегда говорил, что никакого туризма быть не может без инфраструктуры, без нормальных дорог и при высокой стоимости билетов, – отметил губернатор. – Любой здравомыслящий человек сюда приедет и никогда уже не вернётся. Но теперь у нас есть все основания надеяться, что ситуация начнёт меняться, и Байкальск будет центром этого развития.
Основания для сдержанного оптимизма даёт ещё один проект, который был одобрен президентом во время встречи с главой региона. Речь идёт о создании научно-образовательного центра кластерного типа «Байкал». Он позиционируется как площадка для взаимодействия России со странами АТР. Проект объединит ведущие научные и образовательные учреждения Иркутской области, представительства ведущих университетов и высокотехнологичных компаний стран АТР, инновационную экологически-ориентированную бизнес-среду, центры восточной культуры и этнографии. Президент поручил Министерству образования и науки и федеральному агентству научных образований рассмотреть все организационные вопросы создания центра «Байкал».
Ещё одно важное решение, связанное с Байкалом, было принято уже 31 декабря. Именно в этот день был подписан контракт по реконструкции Байкальского тракта. Подготовка к началу работ стартовала в январе. Губернатор отметил, что важно отыграть все конкурсы зимой, чтобы не терять тёплое время года и провести дорожные работы оперативно. Глава региона пообещал также, что на строительстве дороги на Байкал будут задействованы местные компании. Например, металлоконструкции можно заказать в Свирске, а не везти их из соседних регионов.
– Заметьте, мы долгое время не могли подобраться к заключению контракта, боролись за него, – отметил Сергей Ерощенко. – Причём организация, которая жаловалась в антимонопольную службу и тормозила проект, сама шесть лет не подавала отчётность. А мы, жители области, благодаря таким вот «борцам за правду» часами терпеливо и послушно стоим в пробке, мечтая доехать хотя бы до 12-го километра. К счастью, за всем этим стоят вполне конкретные люди. Я говорю, к счастью, потому что скоро все они будут на виду, и для правительства такие люди не могут быть партнёрами.
Сельскохозяйственное укрупнение
В последние три года в сельском хозяйстве региона сохраняется стабильный рост объёмов производства продукции. Например, в этом году производство валовой продукции во всех категориях хозяйств ожидается в размере 55,3 млрд рублей, что обеспечит рост более чем на 10 млрд рублей за последние два года. Теперь планируется делать ставку на создание крупных агротехнопарков.
– Я всегда был уверен, что наше будущее связано с крупными сельскохозяйственными предприятиями, – заметил губернатор. – Никогда отдельные фермеры не смогут накормить страну, нигде в мире такого нет.
Президент поддержал организацию в области пилотного проекта по созданию вертикально-интегрированного агрообъединения сельхозтоваропроизводителей, в составе которого будет сформирован современный комплекс полного цикла, в котором будет всё: от производства и переработки зерна, мяса (свинины и птицы) до поставки конечной продукции населению. Президент поручил включить в государственную программу развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы выделение грантовой поддержки на строительство новых, а также реконструкцию старых животноводческих помещений.
Кроме того, регион вошёл в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы». Программа должна обеспечить строительство на селе ветеринарных пунктов и оснащение их необходимым оборудованием. Ветеринарам же программа гарантирует преференции, если они решат встать в очередь на улучшение жилищных условий.
– Нам нужна серьёзная государственная поддержка новых проектов, – отметил Сергей Ерощенко. – По всем направлениям идёт урезание, времена непростые, это очевидно. Но по сельскому хозяйству на каждый выделенный рубль мы отчитываемся увеличением валового регионального продукта. Поэтому мы получили поддержку на федеральном уровне. Сейчас министр сельского хозяйства будет прорабатывать проекты, которые мы хотим развивать. Затем мы представим их на уровне федерации.
И только посёлок Анга Качугского района, похоже, получит полновесный шанс стать туристическим центром. Губернатор заявил, что представленный им проект «Путь святителя Иннокентия» получил поддержку на самом высоком уровне. Проект уже стал межрегиональным и даже международным. Перечитывая строчки пресс-релизов, бодро докладывающие о том, как крепнет память о великом подвижнике, всё равно представляешь себе маленький домик в Анге, неутомимую его смотрительницу – Ольгу Сокольникову и её односельчан, которые много лет следили, чтобы к домику не зарастала тропинка. Так что проект этот не придуманный, выношенный прежде всего земляками святителя, и они заслужили, чтобы он состоялся.
ТОРы роста
Иркутская область выполняет обязательства по реализации «майских» указов президента. Серьёзные проблемы возникли только при расселении аварийного жилого фонда, которого в регионе много. Тем не менее, в конце концов, область смогла войти в «параметры», и программа набирает обороты.
На реализацию социальных обязательств регион ежегодно тратит 70% своего бюджета. Основой промышленной политики стали меры поддержки предприятий. Это льготная ставка НДПИ на нефть и газ, пониженная таможенная пошлина на нефть, предоставление региональных преференций. В результате с 2008 по 2013 годы Иркутская область поднялась с 44 до 30 места по объёму промышленного производства на душу населения. В 2014 году ВРП вырос в 1,9 раза и составит, по оценке прошлого года, 831 млрд рублей.
В прошлом году господдержку на реализацию инвестпроектов получили более 500 малых и средних предприятий.
– Сейчас готовится очередное послание губернатора Законодательному Собранию, – отметил Сергей Ерощенко. – Некоторые финансисты предлагают сократить или вовсе отказаться от льгот, которые регион предоставляет бизнесу. Но я убеждён, что нужно сохранить такую политику и вместе с ней – бюджет развития.
Вопрос это актуальный, тем более что в регионе продолжается реализация больших инвестпроектов. Это разработка и промышленная эксплуатация Верхнечонского, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтеконденсатных месторождений, реализация программы развития Иркутского авиазавода, добыча золота на севере, модернизация производства по выпуску бензинов, производство лекарственных препаратов.
– Если бы мы не предоставили в своё время льготы ИНК, то не было бы у нас никакой компании, – отметил Сергей Ерощенко. – Точно так же дело обстоит с нашими газовыми и другими проектами. Я – патриот в обычном смысле этого слова, и хочу, чтобы газ пришёл на север Иркутской области, чтобы аэропорт начал развиваться, чтобы новые самолёты делали в Иркутске.
В регионе определены четыре территории опережающего развития. Например, это Усть-Илимско-Катангская территория, где сосредоточено огромное количество природных ресурсов. Отправной точкой станет проведение аукциона на пользование недрами Непского месторождения калийных солей и строительство специальной железнодорожной ветки. В Усть-Куте создаётся крупный промышленный и транспортно-погрузочный центр Усть-Кутско-Ленского ТОРа. Добыча нефти, развитие газохимии, газопереработки, глубокая лесопереработка, развитие транспорта с выходами на юг Якутии и север Бурятии – такое будущее для этой территории обрисовал губернатор.
На юге планируется построить второй центр газохимии в рамках Саянско-Иркутской территории опережающего развития. Её становым хребтом станет строительство магистрального газопровода от южных газовых месторождений (Ангаро-Ленского, Левобережного, Ковыктинского, Заславского, Атовского). Следом потянется развитие газохимических и газоперерабатывающих производств с возможными поставками на юг Бурятии, Монголию и перевод на газ теплоисточников центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Новый металлургический кластер формируется на западе области в пределах Тулуно-Тайшетской территории. Здесь будет анодное и алюминиевое производство, планируется освоение Зашихинского редкометального месторождения.
Правда, прежде чем приступить к реализации таких мощных и сложных проектов, регион должен решить вопрос транспортной разобщённости территорий. Попросту говоря, построить нормальную дорогу. Губернатор пообещал, что уже в 2015 году будет сделана проектная документация на реконструкцию участков автотрассы Иркутск – Качуг – Жигалово – Казачинское. Сегодня она находится в очень плохом состоянии, и чтобы доехать от Иркутска до Казачинского, от человека требуется небольшой подвиг. Но каждый сибиряк рождается героем, поэтому почти никогда не жалуется и терпеливо ждёт. Ведь расцвет территорий опережающего развития хочется увидеть каждому из нас.