издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иногда и фактура диктует форму

Иркутские театры подготовили для ребятишек традиционные новогодние сказки – ведь обычно каждый сезон ставится новая. Декабрь – хлопотное для театра время, неистово-напряжённое, ведь часто одновременно со сказкой готовятся и взрослые постановки. Особенно интенсивно в этот период работают бутафорский и пошивочные цеха. Костюмы, реквизит, части декораций – всё это их задачи. Накануне премьеры мы отправились в Иркутский драматический академический театр имени Охлопкова, чтобы своими глазами увидеть, как из тканей, ниток, пуговиц, поделочных материалов, металла создаётся необходимый для любой театральной постановки антураж.

В театре возможно всё

Бутафорский цех драмтеатра, как инь и янь, совмещает два начала – мужское и женское.  Одна из комнат цеха исключительно мужская, суровая, здесь сваривают, пилят, вырезают. Рассказывает бутафор Александр Аброскин: 

– Мы делаем конструкции средней сложности из жёстких материалов. Это всё, что связано с металлом, деревом, трубками, гайками и болтами; занимаемся и сваркой. Делаем как основу для чего-то, так и самодостаточные вещи. Бывает, что недостающие детали приходится приносить из дома. Но и дома не всегда есть всё нужное. Поэтому порой мы просто пишем объявление, вывешиваем его на доску, и обязательно найдётся кто-то, кто принесёт нужную вещь. Это театр, это наше братство –  все заинтересованы в успехе общего дела. И за годы работы я убедился: в театре возможно всё. И можно найти то, что в обычной жизни не так-то просто разыскать. И сделать то, что сделать кажется практически невозможным. 

Вторая часть бутафорского цеха – женская. С игрушками, покрывалом в технике «пэчворк», уютными мелочами, с конфетами к чаю. Мастера проводят в цехе целый день, суббота – тоже рабочая. Бутафоры признаются: всегда перед Новым годом дни стоят особо напряжённые. Ставится сказка, новые спектакли, театр украшают ёлками, его нужно оформлять и наряжать. Почти все костюмы для спектакля «Необыкновенные приключения в Стране сказок» уже забрали на репетиции. Ведь здесь всё для актёра – ему нужно осваивать и свой костюм, и пространство сцены в своём костюме. А пока костюм, реквизит не готовы, артисты то и дело забегают в цех, спрашивают, волнуются. 

– А какова главная задача бутафорского цеха перед спектаклем?

Вся работа делается на основе эскизов

– Вовремя всё успеть. Идеальное для нас время подготовки к спектаклю – месяц-полтора. А в этом году мы работаем в ускоренном режиме – 13 декабря состоялась премьера спектакля «Немного нежности», а 23 декабря уже сдача сказки. Но мы входим в положение, стараемся, торопимся. Наш цех участвует практически везде и во всём – и декорации мы делаем, и реквизит, и элементы костюмов, и с парикмахерами работаем, если нужны какие-то украшения в причёски. Да и в течение года привязаны к спектаклям – если что-то сломалось, сразу к нам бегут, мы ремонтируем и декорации, и реквизит. Потому что процесс-то у нас живой, активный, всё в динамике – рассказывает Елена Киселёва. – Нас пять человек работает, все увлечённые, все влюблены в театр. Случайные люди здесь не задерживаются – как приходят, так и уходят. 

Понятно, что бутафоры не начинают делать свою работу спонтанно, всегда есть важный подготовительный, теоретический этап. Проводится худсовет, на котором художники рассказывают, что будет в спектакле, затем они делают эскизы костюмов и декораций.

Ну а бутафоры уже прикидывают, садятся и пишут, какие материалы нужны для работы, заявка отдаётся в отдел снабжения. А потом распределяется сама работа – что мальчики будут делать, а что девочки. По ходу дела что-то может меняться – процесс это живой, временами капризный, бывает, что и материалы диктуют своё настроение и немного меняют задачи. В пошивочном цехе работа складывается по такому же принципу: заведующая цехом Ирина Рудовская смотрит эскизы и делает заявку на метраж – сколько ниток, пуговиц, крючков, петель, тканей необходимо. Каждый костюм она кроит сама,  а портнихи отшивают. Работа в этом цехе тоже сейчас кипит – костюмы шьются и для новогодней сказки, и для музыкального проекта «Рождественские встречи».

Обтянуть стеклотканью

Десятки, а порой и сотни костюмов приходится отшить перед Новым годом

Сегодня в Иркутске вполне приличный выбор тканей и материалов. Но кое-что выписывается из Китая, из Москвы, этим занимается отдел снабжения. Главное, чтобы материал пришёл вовремя, чтобы бутафоры и швеи были обеспечены работой. 

– Материалы сегодня такие, что одна радость работать – по сравнению с тем, что раньше было. Сейчас хорошее качество клеёв, тканей, – продолжает Елена Киселёва. – Мы из папье-маше редко что делаем, а в советское время этот материал часто использовался.  Сейчас же маски в основном мастерим из пластика. Саша наш делал на «Халам-Бунду» интересные маски, материал был сложный – стеклоткань. Он вырезал из пенопласта маску и стеклотканью обтягивал, она затвердевала как пластик. В спектакле «Жанна Орлеанская» тоже была интересная техника – валяние, причём в крупных формах. Сначала мы делали, даже не подозревая, насколько это интересная техника. Но Оксана Готовская, наш художник по костюмам, быстро рассмотрела эту фактуру. Это был тот случай, когда именно фактура диктовала форму. 

– А не бывает, что актёр примерит, например,  костюм лисы и начнёт выступать: «Мне не нравится этот хвост и эта шляпа! Переделывайте!»? 

Работа в бутафорском цехе кипит 6 дней в неделю

– Мы же дрессированные-передрессированные! – смеётся бутафор Светлана Нечаева. – Но и актёров со скверным характером в нашем театре единица-две. И по большому счёту, более послушных и дисциплинированных людей, чем актёры, нет. Особенно среди молодёжи, они такие молодцы, мы их обожаем.

Художник Оксана Готовская :

– У нас в театре всё для актёров. Мы для них, а не они для нас. Всё для театра, а не театр для нас. По такому принципу мы работаем.

Бутафор Светлана Нечаева работает над 46-й по счёту сказкой

– Оксана, в новом спектакле ребят ждёт встреча не только с Пеппи ДлинныйЧулок, Дюймовочкой и другими известными детскими персонажами, но и с Лисой, Котом, Львёночком. Костюмы животных делать сложнее, чем костюмы людей?

– Отчасти в чём-то сложнее. Иногда необходим классический образ, порой же в рамках концепции нужно что-то другое. Всё зависит от задачи, а у каждой задачи свои сложности. Бывает, что с пропорциями нужно тщательно поработать, у животных свои пропорции, у людей свои. И при этом пластику животного нужно сохранить. Это всё совместная работа  с режиссёром, но когда общая концепция определилась, каждый в своей стихии эту концепцию выводит вперёд. 

Шляпа
для лисы – изящество
и шик

И каждый спектакль, детский ли, взрослый ли – это и новый поиск, и новая концепция, и каждый раз волнение – получится ли? Но надо, чтобы получилось – зритель ждёт. 

Кстати

Бутафор Светлана Нечаева работает в драмтеатре уже много лет, и эта новогодняя сказка для неё – сорок шестая. Фаворитом была и остаётся «Василиса Прекрасная»:  – Я эту сказку очень любила, она у нас шла 20 лет. Почти все дети театра в этом спектакле переиграли Лягушку, моя дочь в том числе. И костюм Лягушки всякий раз шили на очередного ребёнка. И все ребятишки были счастливы, были полны этим ощущением причастности к театру. Актёры тоже менялись, мы каждому заново шили костюмы, бывало, и корону новую делали. Вот это настоящее чудо театра – как простая сказка идёт 20 лет. А у нас такое правило – если зрителю нравится, то и спектакль идёт. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры