Гидроэнергетика внушает надежду
«Покорим Енисей!» «Здесь будет построена Братская ГЭС. Первые работы начать!» «Строители! Вперёд, на Усть-Илим!» Каким бы ни было отношение к государству под названием Советский Союз, какой бы скептицизм ни вызывали проникнутые пафосом громкие лозунги, девизы, сопровождавшие крупные стройки полувековой давности, безоговорочно берут за душу. И в тот момент, когда зрелище очередной крупной станции, возведённой на сибирской реке, захватывает дух, волей-неволей испытываешь восхищение. Это гордость не за политическую систему, а за людей – гидростроителей, их инженерный гений и всю человеческую цивилизацию, его породившую.
Всегда считал, что мне повезло: те годы, что проведены в журналистике, были богаты на события. Кажется, за семь неполных лет удалось набраться такого количества впечатлений, которых иным хватит на всю жизнь. Случай удовлетворить своё любопытство и восхититься теми, кто своими руками создаёт, как сказали бы высоколобые эксперты, реальный экономический продукт, выпадал не раз. Особенно за те пять лет, что посвящены работе в «Сибирском энергетике».
Листая газеты прошлого, мемуары и сборники воспоминаний, обращаешь внимание на то, что у многих гидростроителей, трудившихся с пятидесятых по семидесятые годы, за плечами было сразу несколько масштабных строек. По их биографиям, особенно если взять жизнеописания легендарных руководителей вроде Андрея Ефимовича Бочкина, можно проследить практически всю историю освоения потенциала рек России, начавшуюся в европейской части страны и продолжившуюся в Сибири. Да что там страницы газет, журналов и книг – личные встречи с теми, кто заслуженно носит почётные звания и награды, их полные удивительных подробностей рассказы вызывают неподдельный человеческий восторг и профессиональный интерес человека, учившегося на историка, но волей судеб ставшего журналистом.
Немало было визитов на станции, история и вид которых вызывают не меньшее любопытство, чем биография людей, их возводивших. Это и небольшая по современным меркам Угличская ГЭС, интерьеры которой неуловимо напоминают первые станции Московского метрополитена или Московский вокзал Санкт-Петербурга до реставрации. Конечно же, неоднократно довелось бывать на Иркутской ГЭС, возведённой в эпоху декларируемого отказа от «архитектурных излишеств», но тем не менее выглядящей неповторимо. В списке, само собой, нашлось место для воспетой в стихах Братской ГЭС. Должное впечатление произвела и Усть-Илимская ГЭС. А ту гамму эмоций, которые вы-звала Саяно-Шушенская ГЭС, невозможно описать обычными словами. Наконец, удалось хотя бы в малой мере почувствовать родство со старшими коллегами родом из шестидесятых, побывав на строящейся станции. Вернее, на достраиваемой после долгой консервации Богучанской ГЭС.
Кто-то возразит: все вышеперечисленные станции были возведены ещё во времена СССР, а сейчас никто ни при каких условиях не сможет реализовать сопоставимый по масштабам проект. Пытливый читатель, внимательно изучающий каждый номер «Сибирского энергетика» (уверен, это не собирательный образ, а живой человек), даже вспомнит цитату из материала, написанного по итогам последнего Красноярского экономического форума: «Мы проедаем советский ресурс». В какой-то степени, не спорю, он будет прав. Но осмелюсь возразить: уже в нынешнее время были достроены Богучанская и Бурейская ГЭС, возводится Усть-Среднеканская ГЭС. А на станциях, расположенных в Восточной Сибири, проводится модернизация узлов и агрегатов. Персонал Красноярской ГЭС приступил к реализации проекта по замене устаревшего электротехнического оборудования на новейшие образцы в 1994 году. Тогда, когда «чёрный вторник» ещё не был забыт, а дефолт только предстоял, когда остряки из телевизионного КВН шутили, что «ровно 30 июня твой ваучер станет клочком бумажки». Но экономическая конъюнктура не была помехой профессионалам: прошло двадцать лет, и было модернизировано оборудование всех 12 гидроагрегатов, а также реконструировано открытое распределительное устройство на 220 кВ, осталось лишь завершить работы на ОРУ 500 кВ.
Масштабная модернизация не обошла стороной Братскую ГЭС. В 2007–2010 годах на ней заменили рабочие колёса на шести первых гидроагрегатах, менять их начали ещё на шести. А в 2016 году по всем планам должна начаться замена рабочих колёс на четырёх турбинах Усть-Илимской ГЭС. Есть ещё одна отрадная тенденция – наравне с иностранными компаниями вроде Voith Hydro или Hydro Quebec в списке поставщиков оборудования встречается отечественный Ленинградский металлический завод, сохранивший историческое название. Что лишний раз свидетельствует: отдельные предприятия не затронули экономические передряги последних десятилетий. Более того, они не повлияли на гидроэнергетику так, как на остальные сферы промышленности и экономики. И это внушает надежду: сколь бы сложной ни была обстановка, гидроэнергетика будет жить.