«Дух соревнования никто не отменял»
С 24 ноября по 2 декабря в Иркутской области на базе комплекса «Крестовая падь», расположенного в посёлке Листвянка, прошла десятая международная Азиатско-Тихоокеанская астрономическая олимпиада школьников. Иркутская область для проведения юбилейного мероприятия была выбрана не случайно – именно здесь в 2005 году олимпиада стартовала. На этот раз в ней приняли участие 47 учеников из России, Китая, Кореи, Казахстана и Киргизии. Приангарье в составе российской команды представляли шесть школьников.
Программа состязаний включала три тура: теоретический, когда на протяжении четырёх часов школьники решали задачи; практический – позволяющий юным астрономам работать с экспериментальными данными, обработкой снимков, построением графиков; наблюдательный – дающий хорошую возможность «блеснуть» знанием звёздного неба. Эти этапы очень важны, поскольку цель олимпиады – популяризация астрономии, привлечение талантливых ребят к занятиям астрономией. В организационном комитете олимпиады отмечают, насколько серьёзно были подготовлены ребята из Китая, Кореи, России. «Было понятно, что они уже сделали свой выбор и в будущем собираются заниматься изучением астрономической науки. Олимпиада поможет им глубже погрузиться в эту сферу деятельности, даст возможность увидеть обсерватории других стран и регионов, проверить свои знания и сравнить их с научными достижениями представителей других государств, – говорят в оргкомитете. – Контакты, которые устанавливаются на этих олимпиадах, и дружба, которая завязывается между ребятами из разных точек земли, в будущем объединят научную мысль и помогут всем в общей профессиональной деятельности. Уверен, что среди сегодняшних участников олимпиады уже есть будущие светила нашей науки. Возможно, лет через 10–15 мы услышим их имена среди крупных учёных».
В олимпиаде участвовали три российские команды. Это команда Сибири, в которую вошли Екатеринбург и Красноярск, команда Дальнего Востока, состоящая из ребят Якутии, и команда из Иркутска. Надо отметить, что у иркутян как «хозяев поля» был особый статус и они также представляли команду Приангарья в составе шести человек. Возрастной критерий тоже существовал для участников олимпиады: ученики должны были быть не младше 9 класса. В целом при выполнении заданий олимпиады ребята были разделены на две подгруппы: 9 и 10-11 классы. Китайцы и корейцы получили все дипломы первой степени, не дав пробиться ни России, ни Казахстану, ни Киргизии. Но всё же среди дипломантов второй степени есть российские школьники из Екатеринбурга и Иркутска.
Иркутяне показали себя таким образом: Андрей Степанов получил диплом второй степени, а Даниил Суслов – диплом третьей степени. Важно отметить, что оба участника являются учениками лицея ИГУ города Иркутска.
В качестве призов участники получили дипломы, которые украсят портфолио будущих абитуриентов при поступлении в профильные вузы. А высшая школа, безусловно, заинтересована в мотивированном и талантливом студенте. Поэтому среди спонсоров олимпиады были и представители высшего профессионального образования. Конечно, такое крупное и престижное для региона мероприятие проходило под эгидой министерства образования области и патронажем мэрии города. Хорошая организация, экскурсионная программа и помощь волонтёров дают основание надеяться, что олимпиада такого уровня ещё не раз пройдёт в Иркутске.
– Главное, что олимпиада даёт, – во-первых, интересное общение с единомышленниками, во-вторых, возможность проявить свои способности и знания, сравнить себя с другими, – признаёт заместитель председателя организационного комитета десятой международной Азиатско-Тихоокеанской астрономической олимпиады школьников Дмитрий Семёнов. – Дух соревнования никто не отменял. Каждый хочет доказать, что он лучший. К тому же олимпиада может помочь юным исследователям приобщиться к культуре, науке своей страны и даже традициям. Например, китайская команда выходила получать призы со своим флагом в руках. То есть школьники не только с интересом занимаются, но и показывают, что они дети китайской страны, они гордятся этим. Нам неплохо тоже этому учиться. Ну и, в-третьих, важно вещественное доказательство знаний в форме диплома, который в отдельных странах очень высоко ценится, показывает хороший уровень знаний ребёнка и помогает при поступлении в вузы. Это и удовольствие, и соревнование, и карьерные интересы. Дети понимают это, они видят, что они нужны и что им это нужно. В одной из приехавших команд так и сказали: «Мы чувствуем, что нас тут ценят, наши знания тут важны». И ещё немаловажный момент: не каждый ребёнок не по каждому поводу может съездить в другую страну.
– Олимпиада международная, как же между собой общались дети?
– В приоритете английский язык. Конечно, были волонтёры-переводчики, но они решали с командами преимущественно бытовые и хозяйственные вопросы. А между собой дети общались, как могли – махали руками, объясняли, как-то находили общий язык. К тому же для них были специально устроены совместные игры, которые помогли им подружиться. Ведь важно, чтобы олимпиада из соревнования перерастала в дружбу. И на закрытии это было хорошо видно: дети плакали и не хотели расставаться со своими новыми друзьями.
– Как вы думаете, почему российские школьники не смогли завоевать дипломы первой степени? Может быть, они получили плохие знания в своих образовательных учреждениях?
– Дело не только в знаниях, здесь есть множество нюансов. На про-шлой олимпиаде наша команда выиграла, и не только благодаря знаниям, но ещё и благодаря системе, по которой ребят готовили. Олимпиада – это возможность применить знания. Нужно как что-то знать, так и уметь это проявить. У нас неплохие места, но при специальной подготовке они могли быть выше. Нужно признать, что на сегодняшний день отсутствует качественная система подготовки. Система и тренер – это то, что нужно иркутскому участнику олимпиады, чтобы побеждать.
Даниил Суслов получил диплом третьей степени. Он попал на международную Азиатско-Тихоокеанскую астрономическую олимпиаду среди школьников по результатам участия во Всероссийской олимпиаде по астрономии. Прежде ему пришлось пройти городской, региональный этапы олимпиады по астрономии.
– Как ты готовился к этим олимпиадам, ведь как такового урока астрономии в школах нет?
– Где-то самостоятельно, а где-то с нами занималась доцент Иркутского государственного университета Раиса Тимофеевна Сотникова.
– Что нового ты узнал на олимпиаде?
– Было очень интересно побывать на экскурсиях, проводимых в рамках олимпиады, в музеях, посмотреть на большой солнечный вакуумный телескоп Байкальской астрофизической обсерватории.
– Что дала тебе эта олимпиада?
– Прежде всего, новые знакомства. Я узнал, как в Корее, например, изучают астрономию, немного познакомился с культурой корейцев. Я считаю, что эта олимпиада была полезна для меня прежде всего тем, что она дала возможность подготовиться к другим подобным мероприятиям.