Быть лидером и работать в команде
учит конкурс «Студент года» уже пятнадцать лет
Пятнадцатый, юбилейный конкурс региональной системы образования «Студент года» собрал рекордное количество участников. 47 представителей своих образовательных организаций приехали в молодёжно-досуговый центр «Галактика» из Ангарска, Иркутска, Братска, Зимы, Свирска, Железногорска-Илимского, Тайшета, Черемхова, Шелехова, Усть-Кута, Балаганского, Боханского, Заларинского, Усть-Кутского, Чунского, Усольского районов. Студенты старших курсов в двух состязательных турах демонстрировали профессиональное самоопределение, общекультурную эрудицию, личностно-творческую самопрезентацию, разрабатывали социальные проекты и практиковались в публичном выступлении.
Все пятнадцать лет конкурс менялся вместе с самой жизнью. Последние годы популярность его только возрастала, соответственно и число участников множилось. К первоначальным профессиональным состязаниям восьми педагогических учебных заведений Прибайкалья примкнули сначала14 колледжей и техникумов самых разных направлений, а затем и бывшие профессиональные училища, изменившие свой образовательный статус. На сцене стало возможным видеть не только педагогические наработки, но и презентации мастеров производства, финансистов, экономистов, электромехаников, поваров и банковских работников.
Одним из сложных конкурсов всех лет участники считают состязание социальных проектов, которое в этом году называлось «Мастерская творчества». Как рассказала победительница конкурса «Студент года – 2009», студентка Иркутского регионального колледжа педагогического образования, ныне ведущая программы новостей телекомпании «Аист» Александра Кашурникова, конкурс проектов требует от авторов наличия гражданской позиции: «Ребята, опираясь на теорию, а главное, личный опыт, предлагают выходы из сложных ситуаций. За короткое время они умудряются предложить варианты: как оказать помощь детям-сиротам, привлечь подростков к занятию спортом, увлечь молодёжь актуальными политическими решениями. При этом одним из главных требований является знание ситуации в родном посёлке, городе, а потому предложения должны носить совсем не абстрактный характер. Самая большая сложность и сегодня заключается в том, что темы своих проектов студенты узнают в день защиты, а помощниками им могут быть только собственный полёт фантазий и безграничные возможности Интернета».
Особенностью последних лет стал коллективный подход к проектам: ребята предлагают варианты усовершенствования мира не каждый по отдельности, а в группе. Идея, которую представляют студенты, тоже коллективная. Зато другой популярный конкурс, «Интервью с будущим специалистом», позволил конкурсантам продемонстрировать личные достоинства и профессиональные качества. Ребята могли быть мыслителями, философами и ораторами.
Консультант министерства образования региона Василий Тетерин, который и выступал в роли интервьюера, считает этот конкурс самым сложным: ведь он показывает и общий уровень культуры, и эрудированность, и владение родным русским языком, и даже самокритичность. Ольга Ивлева, студентка музыкального отделения Иркутского регионального колледжа педагогического образования, рассказала о своей деятельности аниматором, в которой сошлись все её интересы – любовь к музыке, участие в благотворительных акциях, общение с детьми.
По мнению девушки, после Года культуры и Года литературы нужно объявлять в 2016 году Год музыки. Оля считает, что уроки музыки должны проводиться до 11 класса включительно, а Баха и Моцарта надо знать и любить всем. Роман Цибульский из Ангарска видит себя директором собственного ресторана. Парень настаивал на том, что пища человеку нужна не только духовная. «Самое благородное дело – учить, лечить и кормить», – заявил Роман. В свою очередь Александра Шатаева, будущий учитель начальных классов, бурятского языка и литературы, уверена, что гармоничному человеку необходимо знать историю своего народа.
Все 13 финалистов, рассказывая о своей мечте, представляли ситуацию в развитии. Например, Сергей Просянов из Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства хорошо представляет свой жизненный путь через пять, десять и пятнадцать лет. На машине «УАЗ-патриот» он будет возить троих детей в спортивные секции. Начав профессиональное становление как педагог и психолог, он всё же создаст свою автомастерскую, в которой будет реставрировать ретро-машины и обучать мастеров-механиков. Любимая книга Сергея – трилогия «Ярость» Юрия Никитина, рассказывающая о любви к родине. Возможно, патриотизм в сочетании со здравым смыслом позволил молодому человеку занять первое место. Второе место поделили Леонид Чертовских из Иркутского техникума архитектуры и строительства и Владимир Бянкин из Иркутского техникума машиностроения. Третье место досталось девушке из Ангарского педагогического техникума Полине Серебренниковой.
Оценивая важность конкурса для системы образования в целом и развития каждого конкурсанта в отдельности, министр образования Елена Осипова сказала:
– Конкурсы для молодёжи чрезвычайно важны. Нужно понимать, что в современном конкурентном мире придётся бороться если не за место под солнцем, то за достойную жизнь. Уверенные в себе специалисты, прошедшие школу конкурсов, сделают это играючи. При этом они не станут расталкивать локтями коллег, идти по головам товарищей. Конкурс учит быть лидером и работать в команде одно-временно.