издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Консолидация с общественной нагрузкой

В стране сокращается число территориальных электросетевых организаций

Второй год в отрасли проходит под знаком консолидации линий электропередачи и подстанций в руках крупных компаний. На федеральном уровне речь идёт о сокращении количества территориальных электросетевых организаций (ТСО) и передаче их активов ОАО «Россети». В том же русле работает ОАО «Иркутская электросетевая компания», стараясь приобретать либо те активы, которые позволяют без лишних затрат осуществить технологическое присоединение потребителей, либо объекты тех ТСО, чей индивидуальный тариф на передачу превышает котловой.

В правительстве РФ, которое в апреле 2013 года утвердило стратегию развития электросетевого комплекса России до 2030 года, подсчитали: в стране около 3 тыс. территориальных сетевых организаций, эксплуатирующих преимущественно линии напряжением от 0,4 до 10 кВ. В некоммерческом партнёрстве ТСО уточняют: речь идёт о 2865 небольших и мелких компаниях. В какой-то степени это благо для отрасли – они берут на себя обслуживание бесхозных сетей и создают конкуренцию на рынке, где их доля достигает 30%. Но в большинстве случаев его перевешивают минусы: непрозрачная деятельность, повышенные издержки на содержание непроизводственного персонала, неадекватно растущая необходимая валовая выручка, из-за которой теряют доходы более крупные компании, являющиеся держателем «котла» в едином тарифе на передачу электрической энергии. 

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, федеральные власти взяли курс на консолидацию сетей и сокращение числа ТСО. Предполагается, что к 2030 году их останется только 800 – столько же, сколько сейчас насчитывается в Германии. Речь при этом не идёт о сокращении крупных территориальных сетевых организаций, которые по эффективности работы сравнимы (а иногда и опережают) с ОАО «Россети», Иркутская электросетевая компания относится именно к этому разряду. И параллельно с тем, что происходит на федеральном уровне, по возможности консолидирует линии и подстанции, принадлежащие мелким собственникам, на уровне региона. 

«Есть три способа: договоры безвозмездного пользования, аренды или купли-продажи, – объясняет директор по развитию и технологическим присоединениям ИЭСК Евгений Вечканов. – Самый невыгодный – безвозмездное пользование, поскольку возникает налог на прибыль, который не компенсируется за счёт тарифа. Аренда окупается при условии включения затрат на аренду в тариф. Купля-продажа сетей в него не закладывается, так что нужен внешний источник – приобретаем из прибыли». При консолидации активов учитывается множество параметров, но ключевым соображением является наличие зарегистрированного за продавцом права собственности на саму линию или подстанцию и землю под ней либо возможность беспрепятственно его получить. Если это условие соблюдено, в дело вступает экономическая целесообразность – не будет ли дешевле самим построить аналогичный объект. Простой пример: потребитель построил собственную ЛЭП длиной 1 км, а для того, чтобы по заявке присоединить другого потребителя, можно либо приобрести её, либо возвести свою линию, чья протяжённость составит уже 1,2 км. «Чтобы соблюсти сроки технологического присоединения, проще купить уже готовую сеть, – подчёркивает Вечканов. – Это выгодно и нам – мы не тратим время и ресурсы на строительство, а приобретаем её чаще всего ещё и с определённым дисконтом, и потребителям – им не нужно тратиться на эксплуатацию сети, платить за потери в ней и нести административную и уголовную ответственность, так как электрические сети – это объект повышенной опасности». 

Итоги нынешнего года в этой области пока не подведены, но, по словам директора по развитию компании, куплены несколько линий, значительная часть которых находится в Ольхонском районе – здесь сети строят владельцы многочисленных турбаз. Помимо покупки объектов, подходящих для технологического присоединения новых потребителей, в ИЭСК стараются приобретать активы у владельцев, имеющих статус ТСО, у которых индивидуальный тариф на передачу электроэнергии превышает котловой. «Фактически мы выполняем социальную функцию, покупая активы во избежание роста тарифа на передачу, – резюмирует Вечканов. – И в свете государственной политики работаем в целях сокращения количества территориальных сетевых организаций. Мы не созданы специально, не перешли в состав ФСК в прошлом, когда шла реформа, а остались самостоятельными.»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры