«Дресс-код» поможет болгарке и «рекламному киллеру»
Иркутские власти продолжают бороться за красоту улиц
Аляповатая, безвкусная, раздражающая, незаконная. Это всё о ней. Наружная реклама вызывает столько раздражения и жалоб, что методы избавления улиц от неё приходится совершенствовать снова и снова. К концу нынешнего года дело дошло до введения общей концепции рекламных вывесок. По информации заместителя председателя комитета по экономике администрации города Алексея Евладова, идея пришла в Иркутск из Москвы, где аналогичные рекомендации уже существуют.
Иркутский вариант рекламного дресс-кода ждать осталось недолго: контракт на разработку уже заключён, в конце декабря концепция, разработанная архитекторами, должна быть готова, а после Нового года рекламодатели начнут сверяться с новыми правилами оформления вывесок.
Рекомендательный характер концепции, по мнению Евладова, смущать не должен. Правда, лишь в том случае, если речь идёт о вывесках, расположенных на памятниках архитектуры: работая с несговорчивыми рекламодателями, комитет намерен «включать рычаги воздействия» и тесно сотрудничать со Службой по охране объектов культурного наследия, согласовывающей такую рекламу. В частности, помогать с демонтажом. Однако какими рычагами будут поднимать уровень сознательности рекламодателей, с памятниками архитектуры не связанными, остаётся большой загадкой. Скорее всего, никакими. По крайней мере, с позицией «Моя собственность, что хочу, то и делаю» комитет уже столкнулся в том же 130-м квартале.
Борьба с несанкционированной рекламой также продолжается.
Основные силы брошены на улицы Урицкого (с 1 октября текущего года принудительно демонтировано 214 рекламных конструкций), Ленина (50 конструкций) и Карла Маркса (53 конструкции). По словам Евладова, всевозможных объявлений о покупке волос и таблеток или аренде квартир также стало значительно меньше. Помогают в этом не только старые добрые способы, но и, например, сервис автоинформации, в народе именуемый «рекламный киллер». Телефон недобросовестного рекламодателя заносят в базу данных, после чего требования сорвать объявление или демонтировать конструкцию поступают регулярно. Если оно выполнено, владельцы номера просят вычеркнуть его из чёрного списка.
Такие обращения к комитету в профильном сообществе социальной сети «Вконтакте» появляются ежедневно, так что определённый эффект от программы есть. В комитете по экономике в этом убеждены, потому сервис, с 2012-го работавший в тестовом режиме, с Нового года начнёт функционировать на постоянной основе. Кстати, пожаловаться на ненавистную конструкцию или навязчивые объявления на столбе или двери подъезда любой горожанин сможет на сайт www.admreklama.ru.
Однако, несмотря на локальные победы, проблем всё ещё больше, чем их решений, и глобально ситуация на улицах города пока не изменилась. Изобретательные рекламодатели с готовностью отвечают на выпады администрации. Кто-то меняет сим-карты, как перчатки, кто-то начинает мастерить рекламные конструкции из копеечных брусков: соорудить несложно, потерять не жалко. Бремя демонтажа (благо, с мая 2013-го он возможен без решения суда) при этом ложится на бюджет: штрафы за незаконную рекламу исчисляются в сотнях тысяч, потому очереди из желающих забрать рекламные конструкции со штраф-лежанки нет, а доказать принадлежность конкретной конструкции конкретному рекламодателю у комитета не выходит. По словам Евладова, попытки были, однако в суде человек говорит, что всё давно убрал, показывает акт о демонтаже и утилизации. А то, что реклама висит – так это происки конкурентов. «Вообще, если я не ошибаюсь, случаев привлечения по этой статье по всей России не более двух-трёх», – резюмирует Евладов и сообщает, что на данный момент удалось лишь минимизировать затраты. Болгарка и бензин – вот основные расходы, благодаря которым срезается три-четыре незаконных конструкции в день.
Владельцев, недовольных фактом демонтажа, обычно не обнаруживается. Впрочем, бывают и весьма комичные исключения. Алексей Евладов вспоминает, как одна из местных турфирм даже подала иск за незаконный демонтаж, однако, получив встречные требования и оценив сумму штрафа, быстро ретировалась.
В новом году городской комитет по экономике ожидают новые трудности: по мнению Евладова, в феврале в связи с кризисом следует ожидать стагнации рекламного рынка. Уже сейчас в комитет поступают просьбы снизить арендную плату, ставшую неподъёмной, поскольку обороты бизнеса заметно уменьшились. Администрация резонно отмечает: пойти навстречу предпринимателям нельзя, поскольку эти деньги – часть доходов и без того дефицитного бюджета. В том случае, если плата вноситься не будет, договоры обещают расторгать и находить новых рекламодателей. Будет ли их, а значит, и поступлений в бюджет, достаточно, Алексей Евладов предсказывать не берётся.