издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кинопремьеры

  • Автор: Евгений Новицкий

Скажи-ка, тётя, ведь недаром…

Исторический боевик «Василиса» – сказ о том, как русская крестьянка образца 1812 года гнала прочь с родных земель французского оккупанта. 

«Василиса» (12+). Режиссёр Антон Сиверс. Россия, 2013

В канун 1812 года крепостная девка Василиса (Светлана Ходченкова) нейдёт замуж за видного крестьянина Кожина (Игорь Черневич), потому что разводит амуры с розовощёким графом Рокотовым (Дмитрий Соломыкин). Маменька последнего (Ирина Розанова) вставляет влюблённым палки в колёса, в результате чего Василиса всё-таки становится женой Кожина, а Рокотов отправляется на войну, ибо Наполеон как раз уже вошёл в пределы России. Вскоре, однако, графа ждёт встреча с его возлюбленной на поле брани, поскольку Василисиного мужа убивают оккупанты, а сама она возглавляет крестьянский партизанский отряд. 

От названия фильма и постеров к нему веяло эдаким славянским фэнтези а-ля «Волкодав». Примерно в этом духе фильм и выдержан, даром что это вовсе не сказка, а сделанное всерьёз историческое полотно. И даже у заглавной героини имеется реальный прототип: как известно, крестьянка Василиса Кожина вошла в историю благодаря тому, что под занавес Отечественной войны 1812 года зарубила косой пленного французского офицера, осмелившегося ей дерзить на своём лягушачьем наречии. «Баба бонапартиста умертвила!» – со смехом передавали друг другу жители страны, славящейся своей пещерной патриархальностью. Конечно, существовала ещё кавалерист-девица Надежда Дурова, но она-то действительно воевала, к тому же являлась дворянкой. Так что реальная Кожина была далека от Дуровой, как новейший фильм «Василиса» от хрестоматийной «Гусарской баллады». 

«Василису» поставил Антон Сиверс, снявший множество телесериалов и несколько кинофильмов. Достоинства «Василисы» обозначить легко, они явственно ощутимы, с первых же эпизодов бросаются в глаза и уши. Речь идёт прежде всего о блистательной Светлане Ходченковой, давно наловчившейся впечатляюще изображать сильных женщин сложной судьбы, а также о музыке, написанной для фильма Дарином Сысоевым. Конечно, этой музыке далеко до монументальности Владимира Овчинникова, композитора «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Ну так и сценарий «Василисы» писался не Львом Толстым. И весьма несовершенный драматургический материал фильма Сиверса превосходно украшает толковое музыкальное сопровождение. Благодаря ему куда легче закрывать глаза на иные сомнительные сюжетные повороты или топорные диалоги. 

Впрочем, и вся сомнительность с топорностью появляются лишь в последней трети картины, когда Василиса принимается рьяно рубить французов, так что от них пуговицы с погонами отлетают и лягушки из карманов выпрыгивают. Две первые трети посвящены в основном нелёгкой женской доле простой русской женщины. То есть именно тому, о чём отечественные кинематографисты не переставали снимать никогда – с дореволюционных времён и по сей день.

Судный день

Под лозунгом «Не убивайте спящую собаку!» киллер Джон Уик полностью избавит свой город от понаехавшей туда русской мафии

Боевик «Джон Уик» – примитивная, но лихая повесть о том, как один киллер сотню бандитов наповал уложил. 

«Джон Уик» (John Wick) (16+). Режиссёры Дэвид Лейтч, Чад Стахелски. США, Канада, Китай, 2014

Жил-был киллер Джон Уик (Киану Ривз) – самый сильный, смелый, благородный и красивый. И была у него соответствующая жена, которая однажды, к сожалению, отошла в мир иной, успев подарить мужу на прощание… нет, не сыночка, а, наоборот, щеночка. Щенок вырастает в славную собаку и становится единственной отрадой в жизни овдовевшего киллера. Но тут на дом Уика из чистого озорства нападает шайка недоумков, которые избивают хозяина, угоняют его машину, а главное – о ужас! – убивают его любимую собаку. Шайку возглавлял бестолковый сынок местного криминального авторитета Вигго Тарасова (Микаэль Нюквист). Знакомый с Уиком не понаслышке, Тарасов вынужден сообщить отпрыску: «Что ж, ты уже не жилец». Но Тарасов-старший всё-таки намеревается помочь дитяти всем, чем сможет, а значит, Джону Уику придётся убить очень много людей. Чем он не без удовольствия и займётся. 

«Джон Уик» – фильм, снятый двумя бывшими каскадёрами, и один этот факт сразу многое про него объясняет. Точнее – объясняет практически всё. Что вообще может снять каскадёр? Правильно, боевик с трюками. Ну а пара каскадёров? Здесь два варианта – или два боевика, или один, но зато такой, который лишь из этих самых трюков и будет состоять. «Джон Уик», как вы понимаете, именно второй случай. 

«Джон Уик» – это такая «мужская» версия «Убить Билла». Только фильм Тарантино поразительно разнообразен – если авторы «Джона Уика» и черпали из него вдохновение, то явно из одной только сцены, в которой Ума Турман разбиралась с японской бандой «88 бешеных». Джон Уик, можно сказать, ведёт войну с русским аналогом этой банды. Да, злодей Тарасов – это, конечно, классический представитель русской мафии, несмотря на странное имя Вигго и на тот факт, что играет его шведский артист Нюквист. 

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что «Джон Уик» представляет собой контаминацию двух боевиков этого же года – «Великий уравнитель» и «Ровер». В первом из них Дензел Вашингтон, тоже в одиночку, разбирался с русской мафией. Во втором – Гай Пирс преследовал по всей Австралии отморозков, угнавших его машину (при этом в её багажнике, вы не поверите, лежал труп его любимой собаки!). Но в обоих названных боевиках невыносимая мрачность и атмосфера депрессии превалировали над собственно боевой составляющей. Следовательно, получить от этих фильмов нормальное зрительское удовольствие было невозможно. И «Джон Уик» на этом прискорб­ном фоне смотрится гораздо лучше, ибо ориентируется не на мутные криминальные триллеры, а на старые добрые подростковые боевички со Шварценеггером, Сталлоне и Ван Даммом. 

«Джон Уик» заведомо был интересен и тем, что от прокатной судьбы этого фильма фактически зависела дальнейшая карьера Киану Ривза. Суперзвёздному Ривзу в последнее время не везло с ролями, а в начале года его и вовсе постиг грандиозный провал, причём абсолютно заслуженный. Ривз сыграл в фэнтезийном боевике «47 ронинов», снятом почти за 200 миллионов, но не заработавшем в итоге даже и ста пятидесяти. Бюджет «Джона Уика» – в десять раз меньше: ровно 20 миллионов долларов (какому-нибудь Джонни Деппу такую сумму до сих пор платят за каждую его роль). В Америке премьера «Уика» состоялась месяц назад, и мы можем поздравить товарища Ривза: бюджет этого фильма уже многократно окуплен. Теперь, пожалуй, Голливуд примется оперативно вербовать каскадёров в режиссёры. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры