В новый век – с новыми технологиями
Генеральный директор ОАО «Красноярская ГЭС» Сергей Каминский рассказал «СЭ» о завершении первого масштабного этапа реконструкции основного производства
В производственном календаре одного из крупнейших предприятий компании «ЕвроСибЭнерго» в эти дни появилась пусть и символическая, но в то же время весьма значимая дата – 20-летие с начала грандиозной инвестиционной программы по глубокому обновлению электротехнического оборудования. В сложный для страны период постперестроечных реформ, экономические последствия которых выдержали далеко не все предприятия отечественной индустрии и энергетики, и в 2000-е годы Красноярская ГЭС не только не застыла в своих производственных возможностях, а, наоборот, заметно их укрепила.
В 1994 году персонал гидроэлектростанции приступил к реализации стратегического по замыслу проекта, предполагавшего внедрение новейших цифровых технологий автоматизированного управления производственными процессами с заменой морально и физически устаревших узлов и агрегатов электротехнического оборудования на новейшие образцы. Шаг, безусловно, смелый, ведь в условиях хромавшей, только-только встававшей на рыночные рельсы экономики 1990-х, когда многие заводы, фабрики по стране останавливались или банкротились, программа по реконструкции Красноярской ГЭС изначально опиралась на собственные инвестиционные ресурсы.
Сегодняшний день наглядно подтверждает прозорливость такого решения. Станция входит в новое столетие с надёжным производственным потенциалом, обладая передовыми технологическими комплексами. Хотя достигнутый результат – далеко не завершение задуманного, а, по сути, лишь середина пути. Подробнее об этом мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Красноярская ГЭС» Сергея Каминского.
– Выражение «советское качество» нередко даже сегодня используется в рекламе той или иной отечественной отраслевой продукции. Созданный около полувека назад производственный комплекс Красноярской ГЭС также прочно и вполне обоснованно ассоциируется в общественном сознании с такими понятиями, как «надёжность», «долговечность». Тем не менее на станции развёрнут масштабный процесс реконструкции в основном производстве. Сергей Николаевич, «советский» запас прочности не бесконечен. Техника потребовала обновлений?
– Ответ прост: мы ведь сегодня в своём быту не используем утюги, телевизоры или холодильники, сделанные в середине прошлого столетия, не ездим на машинах, не летаем на самолётах 50-летней давности. Можно провести и другую аналогию: скажем, даже любой современный автомобиль требует регулярного технического обслуживания с заменой каких-то расходных материалов, например технических жидкостей, автопокрышек, прочих комплектующих. Иначе через год-два плотной эксплуатации он просто не поедет.
И уж тем более нельзя игнорировать требования времени в такой сложной и важной для экономики региона, страны в целом производственной отрасли, как гидроэнергетика. Более того, здесь мы обязаны не только задумываться о задачах сегодняшнего дня, но и заглядывать «за горизонт», рассчитывать производственный потенциал с учётом потребностей и возможностей дня завтрашнего. Чтобы не догонять стремительно развивающиеся технологии, а идти с некоторым опережением. И глубина реконструкции должна тому соответствовать.
Современное производство должно обладать передовыми технологиями. Только так можно добиться роста производительности труда, высокого качества производственных показателей. И автоматизация здесь – первое подспорье. В своё время персонал станции составлял около 1,5 тысячи человек, сейчас – 550. При этом свыше 300 рабочих мест компьютеризировано. Конечно, от работников станции требуется и высокий уровень компетенций.
– Получается, «цифра» совершенствует производственные процессы?
– Применение новых технологий, оборудования, автоматизация систем управления – ключевые составляющие надёжности всего производственного комплекса ГЭС. И здесь нет никакой патетики. Всё подтверждает практика. Если в былые времена нештатные ситуации с электротехническим оборудованием, аварийные отключения насчитывались в течение года десятками, то теперь подобных случаев почти не бывает.
Кроме того, прежде вывод каких-то узлов в плановый ремонт или для технических проверок, осмотров да и сами ремонты занимали немало времени. С избытком хватало ручной работы. Сейчас многие из этих процессов ускорились и упростились в алгоритмах действий персонала при техническом обслуживании, в том числе благодаря так называемым безразборным технологиям. Это когда работа того или иного оборудования тестируется без необходимости демонтажа, а порой и вовсе в ходе эксплуатации. Современные технологии позволяют производить одновременный контроль всех основных характеристик во множестве узловых точек агрегата. При этом текущие показатели фиксируются, записываются, сравниваются с предыдущими в автоматическом режиме. Это позволяет прогнозировать логику технологических процессов, вовремя выявлять потенциальные риски в работе техники.
– В итоге такие возможности позитивно влияют на экономику предприятия в целом…
– Разумеется. Те же межремонтные ресурсы оборудования увеличиваются. Срок службы обновлённых технических сегментов вырос вдвое – с 20 до 40 лет. А это значит, что сокращаются простои узлов и агрегатов. В результате снижаются затраты на ремонты и обслуживание. И хотя реконструкция требует собственных весомых инвестиций, в среднем около 1,5 миллиарда рублей в год, окупаемость вложенных средств довольно высока.
– Инвестиционные объёмы всё-таки не малы. А в нынешних условиях скачков валютных курсов реконструкция может оказаться более затратным делом, чем предполагалось.
– Внешние факторы, конечно, играют определённую роль в экономике предприятия, но далеко не ключевую. И уж тем более они не оказывают слишком ощутимого влияния на динамику и качество программы реконструкции. Во многом потому, что едва ли не весь объём, за редким исключением, используемых материалов, ресурсов, комплектующих, оборудования – отечественного производства. Сейчас модно говорить об импортозамещении и даже импортоопережении. Так вот на Красноярской ГЭС давно реализуются оба эти принципа. Российские заводы-поставщики нас не подводят: мы получаем всё необходимое высокого качества и вовремя.
Например, электротехническое оборудование, поставляемое для реконструкции гидроагрегатов, изготавливается на питерском заводе «Силовые машины». Причём с учётом всех технических обновлений сегодня можно смело говорить о том, что ГЭС оснащена современными гидрогенераторами.
– Таковых на станции насчитывается 12. Уже все из них в строю после реконструкции?
– В среднем на обновление каждого уходило до полутора лет. В этом году все запланированные работы на данном направлении должны быть завершены. Кроме того, удалось полностью модернизировать оборудование открытых распределительных устройств ОРУ-220 кВ. Аналогичная задача на 75% решена и на ОРУ-500 кВ. В следующем году поставим точку. Таким образом будет реконструирована вся электротехническая составляющая ГЭС.