«Даже был форс-мажор»
Законопроект об Уставном суде, несмотря на бурную дискуссию, принят
Уставный суд Иркутской области будет создан с 1 января 2015 года, на его организацию и деятельность в бюджете должны быть предусмотрены средства в размере 32,5 млн рублей. Такое решение принято на сессии ЗС 26 ноября. Поправка спикера Людмилы Берлиной о начале работы суда с 1 января 2016 года была внесена в таблицу отклонённых ещё на внеочередном заседании комитета по госстроительству в минувший понедельник. Встречная поправка и.о. губернатора Виктора Игнатенко о начале работы суда с 1 января 2015 года по требованию парламентария Владимира Матиенко была проголосована отдельно на сессии и устояла.
«Данный законопроект вызвал определённое оживление в политическом пространстве Иркутской области, – сказал на сессии председатель комитета по госстроительству Борис Алексеев. – Естественно, состоялась достаточно интересная дискуссия по ряду поправок, которые были представлены к данному законопроекту. Мы комитетом испытывали определённое напряжение, даже был форс-мажор неожиданно для всех нас. Состоялся срыв комитета, назначенный на 20 ноября, ввиду неявки ряда депутатов. Мы получили строгое такое «движение руки» от нашего исполняющего обязанности председателя Законодательного Собрания (Сергея Брилки. – Авт.), о чём я сожалею, потому что, исходя из напряжённой и добросовестной работы основного состава комитета, мы, наверное, этого не заслужили». Самой Людмилы Берлиной на сессии не было – она находилась в отпуске, сессионное заседание вёл Сергей Брилка.
Борис Алексеев пояснил, что после срыва комитета 20 ноября он назначил новую дату проведения – 1 декабря. «С учётом того, что у нас есть сессия и 3, и 24 декабря, в плане законотворческой деятельности в этой части можно было не торопиться, спокойно рассмотреть поправки, – сказал он. – Но появилась какая-то торопливость, меня как председателя комитета настойчиво убеждали, чтобы я назначил внеочередное заседание комитета. Поступило предложение от ряда наших коллег, в том числе от исполняющего обязанности спикера ЗС. В понедельник, 24 ноября, собралась группа депутатов, голосование состоялось, внеочередной комитет был объявлен». 24 ноября заседание, по мнению Бориса Алексеева, состоялось «в нарушение регламента». На комитете была рассмотрена 81 поправка. В том числе поправка Людмилы Берлиной о введении суда в действие с 1 января 2016 года и встречная поправка и.о. губернатора Виктора Игнатенко о начале работы суда с 1 января 2015 года. «В таблицу отклонённых поправок попала поправка Людмилы Михайловны Берлиной, которую поддержали 15 депутатов Законодательного Собрания. Комитет решил принять таблицу одобренных поправок (трое депутатов «за», двое «против») и таблицу отклонённых поправок (два человека голосовали за поправку Берлиной, три – против)», – сообщил Борис Алексеев. За поправку Берлиной голосовали депутаты Борис Алексеев и Владимир Матиенко, против – Нина Чекотова, Анастасия Егорова и Олег Кузнецов. Рассматривалась ещё одна поправка – от коммунистов Ольги Носенко, Сергея Бренюка, Романа Габова – о введении в действие суда с 2017 года, однако она тоже была отклонена.
Борис Алексеев сообщил, что при рассмотрении законопроекта учтены все предложения от правового управления, прокуратуры Иркутской области, Минюста. «Право на жизнь институт Уставного суда в Иркутской области сегодня получает. Нам нужно будет принять ещё два законопроекта – о материальном обеспечении Уставного суда и внесении изменений в некоторые законодательные акты региона. Внесение изменений в Устав в апреле текущего года состоялось, остался один вопрос: когда он должен вступить в силу – с 1 января 2015 года или с 1 января 2016 года? Вот в чём суть таких принципиальных поправок, о чём была дискуссия», – заметил он.
«На прошлой сессии, когда поднимался вопрос по Уставному суду, фракция партии «Гражданская платформа» голосовала против принятия этого решения, тем не менее решение состоялось, первое чтение прошло, – сказал депутат Владимир Матиенко. – И когда мы рассматривали поправки, которые были внесены, в первую очередь мы обратили внимание на поправку, внесённую Людмилой Михайловной Берлиной. Людмила Михайловна предлагала не торопиться, суд, по её мнению, должен начать работать с 1 января 2016 года. Она мотивировала это в первую очередь тем, что сегодня достаточно сложный бюджет и те 32,5 миллиона рублей, которые мы должны будем потратить на Уставный суд, мы могли бы отдать на приобретение жилья для детей-сирот». Матиенко предложил следующую схему. Согласно статье 71 Регламента ЗС, в случае возникновения разногласий по какой-либо отдельной поправке на заседании постоянного комитета или постоянной комиссии эта поправка может быть исключена из таблицы и вынесена на отдельное голосование на сессии. Владимир Матиенко внёс предложение исключить поправку № 78 из таблицы одобренных поправок (поправка и.о. губернатора Виктора Игнатенко о вступлении в силу закона об Уставном суде с 1 января 2015 года) и поставить на голосование в отдельном порядке. Эту точку зрения поддержало правовое управление ЗС.
Надо сказать, что отдельные депутаты оказали этой инициативе сопротивление. «Мне непонятно: заседание комитета прошло, три проголосовали за, два – против, в чём тогда вопрос?» – заметил единоросс Геннадий Истомин. «Если бы не было разногласий на комитете, я бы не имел права в соответствии с регламентом ставить вопрос об отдельном голосовании», – парировал Матиенко. Депутат Андрей Лабыгин сообщил, что накануне сессии состоялась фракция «ЕР» и на ней было принято решение консолидированно поддержать решение комитета. «Из этого следует, что, если предложение Владимира Матиенко будет поставлено на голосование, я предлагаю не поддерживать его». Как оказалось, Лабыгин ошибся. После разъяснения юристов стало ясно, что он дал неверные инструкции фракции. Лабыгину пришлось срочно исправлять промах и снова брать слово, прося депутатов «голосовать за поправку Игнатенко». В результате депутаты таки одобрили эту поправку. Таблицу отклонённых поправок пришлось переголосовывать дважды, поскольку у части депутатов не сработал автоматический комплекс. Закон был принят во втором и окончательном чтении и направлен губернатору для обнародования. Естественно, если бы против поправки проголосовали все 15 депутатов, которые подписали слова «прошу считать меня соавтором поправки» на заявлении Людмилы Берлиной, решение бы на сессии не прошло.