Этическая линия
С начала года на «неравнодушную линию» ОАО «Иркутскэнерго» поступили десятки сообщений. Сотрудники компании консультируются по вопросам взаимоотношения с коллегами и руководствам, узнают о социальных выплатах и выступают с предложениями по улучшению работы в компании. К сожалению, был выявлен конкретный случай, когда работник одного из филиалов компании обратился на этическую линию с доносом на руководство, который в итоге оказался клеветой. Заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами и связям с общественностью и уполномоченный по этике ОАО «Иркутскэнерго» Георгий Кузьмин рассказал о первых результатах работы этической линии в компании.
«Неравнодушная линия» работает в компании с начала года. Она стала действенным инструментов внедрения этического кодекса в ОАО «Иркутскэнерго». В компании уже много лет существует «горячая линия», на которую каждый сотрудник может обратиться с любым вопросом. Как пояснил Георгий Кузьмин, «неравнодушная линия» не дублирует call-центр.
– «Неравнодушная линия» создана для решения этических проблем при взаимоотношениях между коллегами, подчинёнными и руководителем. Впрочем, пока на неё обращаются сотрудники компании с различными вопросами, которые уполномоченные по этике перенаправляют кадровикам. В частности, поступало несколько вопросов по получению социальных выплат, – рассказал наш собеседник.
Сообщения уполномоченным по этике филиалов, ДЗО и исполнительной дирекции ОАО «Иркутскэнерго» поступают по двум каналам «неравнодушной линии»: по электронной почте и телефону. Бывают и анонимные сообщения.
– Сообщения приходят и с личных, а не рабочих, электронных адресов. Сотрудники просят разобраться в ситуациях, в которых, по их мнению, нарушаются права коллектива. К сожалению, часто обращения оказываются без подписи. Но уполномоченный по этике не может реагировать на анонимное сообщение. Для объективного разбора ситуации необходимо видеть все стороны конфликта. Поэтому я обращаюсь с просьбой ко всем сотрудникам компании: представляйтесь, указывайте, кем вы работаете. Мы, в свою очередь, гарантируем, что никто из ваших непосредственных руководителей без вашего согласия не узнает, от кого поступила жалоба или вопрос, – подчеркнул Георгий Кузьмин.
За десять месяцев работы «неравнодушной линии» поступило 25 обращений, некоторые даже потребовали создание специальных комиссий для решения вопросов.
Уполномоченный по этике исполнительной дирекции ОАО «Иркутскэнерго» добавил: при направлении на «горячую линию» жалоб на руководство сотрудникам стоит помнить, что все сообщения проверяются на вопрос клеветы. Подчинённые, которые наговаривают на своего непосредственного руководителя, понесут ответственность. К сожалению, один такой случай в компании уже произошёл.
В августе на электронную почту Георгия Кузьмина пришло письмо от аппаратчика приготовления реактивов химического цеха одного из филиалов компании Дмитрия (имя изменено по этическим соображениям). Работник в своём письме указал, что его супруга Елена (имя изменено), также трудящаяся в данном подразделении, находится в «психоэмоциональном потрясении в результате предательских действий со стороны руководства в её отношении», поэтому муж, бывший сотрудник уголовного розыска, решил разобраться в ситуации. И, чтобы защитить жену, обратился к уполномоченному по этике.
Дмитрий в письме рассказал, что его жену незаконно пытаются лишить руководящей должности в химической лаборатории филиала. При этом об увольнении женщина неожиданно узнала, когда вышла из отпуска. До этого, указал Дмитрий в своём письменном обращении, непосредственный начальник супруги постоянно придирался к ней. Более того, он превышал свои должностные полномочия, нарушал регламент аттестации сотрудников: «Проверку знаний административно-техническому персоналу проводят также по непонятному мне принципу, одним вместо ежегодного одного раз в три года, другим, к примеру Елене, каждый год, как и предусмотрено». Дмитрий также сообщил о поступающих угрозах со стороны руководителя в адрес супругов: «Ей было сказано осадить мужа, то есть меня, иначе будет плохо обоим».
Дмитрий сообщил и о других совершенно неприемлемых действиях руководителя супруги. При этом речь шла не только об этических началах, но и об уголовных преступлениях – воровстве. Так, Дмитрий сообщил, как начальник «оказывает услуги по предоставлению некоторым «нужным» людям полиэтиленовых бочек, которые высвобождаются из-под продукта «Гидразин» в химическом цехе». Кроме того, по словам Дмитрия, руководитель покрывал случаи нарушения техники безопасности, которые могли привести к печальным последствиям. Подробное описание и других правонарушений начальника, его «подруг и друзей» растянулось на пять печатных листов.
Георгий Кузьмин, получив письмо, связался с Дмитрием. На встрече Дмитрий подтвердил все факты, указанные им в обращении. Незамедлительно была создана комиссия, в которую были включены специалисты по производству, по безопасности, по промышленности, инженеры-технологи. В ситуации досконально разбирались два месяца. Если бы факты подтвердились, руководителю супругов грозило бы не только увольнение, но и уголовная ответственность.
В ходе расследования стали всплывать подробности конфликта, о которых Дмитрий предпочёл умолчать. Так, о своём увольнении Елена узнала не после отпуска, а непосредственно перед ним. Елену корректно предупредили, что она в связи со структурными изменениями в химических службах компании не подходит для данной работы по должностным критериям. При этом женщину не увольняли, а предложили другую должность.
«По всем остальным фактам, которые указал Дмитрий, служба безопасности компании, дирекция по персоналу, технические службы провели проверку. Ни один из фактов не подтвердился», – рассказал Георгий Кузьмин. После того как правда всплыла, Дмитрий предпочёл уволиться по собственному желанию. По словам Кузьмина, преследования в отношении его супруги со стороны компании нет, но Елена за больничными и отпусками скрывается от руководства.
– Данный случай доказал нам, что, к сожалению, этическая линия может использоваться нерадивыми сотрудниками в корыстных целях. Тем не менее мы не оставим без внимания ни одно обращение на этическую линию компании. Если подтвердятся факты ущемления прав подчинённых, руководство понесёт за это ответственность, – подчеркнул Кузьмин.
Уполномоченный по этике добавил, что в филиалах и ДЗО руководители всегда с пониманием относятся к обращениям сотрудников компании, поскольку заинтересованы в разрешении конфликтных ситуаций – ведь рабочий, который чувствует ущемление своих прав, неэффективно выполняет существующие у него обязанности.
– Я езжу в командировки по территориям. На встречах с персоналом филиалов всегда предлагаю лично обсудить вопросы, которые они, может быть, не могли сформулировать и передать по «горячей линии». Подобные встречи с трудовыми коллективами проводят и другие уполномоченные по этике. Мы понимаем, что руководитель – человек, который может не обратить внимания на назревающую конфликтную ситуацию. Чтобы не запускать недопонимание, стоит обратиться по «неравнодушной линии» к уполномоченным по этике, – отметил Кузьмин.