Перестройка застройщиков
Строительный бизнес ориентируют на социальное жильё
Минстрой Приангарья объявил о том, что к «голландскому аукциону» готовятся земельные участки в Иркутске и Ангарске. Они достанутся тем стройкомпаниям, которые намерены возводить жильё эконом-класса по цене 30 тыс. рублей за квадрат. Однако эксперты отрасли считают, что далеко не всех удастся соблазнить такими «льготами» и немногие решат вложиться в социальную стройку, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию.
Для строительства доступного жилья Иркутская область участвует в федеральной программе «Жильё для российской семьи», которая будет действовать до июля 2017 года. Министр рассказала, что в программе могут поучаствовать все строительные компании, готовые построить жильё эконом-класса – не менее 25 тыс. кв. м в год, и реализовать его по цене до 30 тыс. руб. за кв. м. «Заманить» потенциальных участников на этот социальный проект предполагается определёнными льготами. Так, со слов министра, основной мерой поддержки станет выкуп у строительных компаний объектов инженерно-технического обеспечения, построенных для данных проектов. Названа и сумма, которую готово компенсировать государство – 4 тыс. рублей за кв. м, но в пределах общей суммы 100 млн.
Планируется, что в программу попадут Иркутский район, Иркутск, Братск и Шелехов, где строители смогут не просто возвести 25 тыс. квадратов в год, но и реализовать их. Однако, чтобы и другие территории смогли претендовать на улучшение жилищных условий своих граждан, регион сейчас предлагает федеральному центру несколько изменить условия программы, разрешив участникам проектов строить в сельских территориях ежегодно до 10 тыс. кв. м. В случае снижения годового показателя до этого уровня в программе смогут поучаствовать Саянск, Усть-Илимск, Зима, Черемхово, Усолье-Сибирское.
Среди других льгот строителям – предоставление участков на так называемом «голландском аукционе». В соответствии с законом земельный участок будет передан победителю аукциона, который предложит наиболее низкую цену за 1 кв. м общей площади жилых помещений. Причём победитель получит землю в аренду по цене земельного налога. Готовить участки и проводить аукционы должны муниципалитеты.
Кроме того, государство в лице Агентства ипотечного жилищного кредитования гарантирует стройкомпаниям выкуп жилья, если в течение 6 месяцев его не удастся реализовать.
Как рассказали в комитете по градостроительной политике Иркутска, в городе на текущий момент есть два подходящих для «голландского аукциона» участка – по улице Баррикад и в посёлке Жилкино размером по 2 гектара. «Сейчас мы приводим их в соответствие с градостроительной документацией», – комментируют представители комитета. Один участок, со слов регионального министра, уже есть и в Ангарске, но более детально о земельном вопросе она распространяться не стала.
Одновременно с этими объектами для стимулирования жилищного строительства выделяются земли и из федерального фонда. В 2011–2014 годах на аукционы представлены семь участков общей площадью 466 гектар в Иркутском районе – Пивовариха, Бурдаковка, Дзержинск, на них планируется ввести порядка 700 тыс. кв. м. Источник «СЭ», близкий к региональному профильному ведомству, сообщает, что участки, о которых сейчас говорят власти, могут быть подготовлены к аукционам в лучшем случае к концу 2015 года. Это означает, что строительство на них начнется не ранее 2016 года, а значит, сроки на выполнение задачи программы сократятся до двух лет.
Заселиться в бюджетные по цене квартиры имеют право граждане, которые проживают в аварийных домах, многодетные семьи, ветераны боевых действий, семьи, имеющие второго ребенка и претендующие на материнский капитал и так далее. Списки составят муниципалитеты.
В 2013 году введено 973 тыс. кв. м жилья, что на 11,7% больше 2012-го. Таким образом, область заняла 4 место среди регионов СФО (по количественному показателю) после Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Набольшие объёмы строительства в регионе ведутся в Иркутске, Ангарске, Братске, Братском районе. Плановый показатель по вводу жилья для Приангарья на 2014 год – 980 тыс. кв. м. В 2015 году – 1 млн кв. м, в 2016 году – 1,03 млн кв. м, в 2017 году – 1,1 млн кв. м. Однако большинство жителей по-прежнему не могут купить квартиры из-за того, что основная часть жилья на рынке продаётся по недоступной цене, констатирует глава минстроя Иркутской области. Кроме того, выполнение обозначенных показателей сегодня под угрозой из-за изменений Градкодекса ФР, произошедших летом 2014 года. Речь идёт об экологической экспертизе (помимо прохождения через главгосэкспертизу) проектной документации по объектам, строить или реконструировать которые предполагается на Байкальской природной территории. Общий нормативный срок прохождения экспертизы в границах Байкальской территории – от 6 до 8 месяцев. Таким образом, строительство в Иркутской области, где более 80% объектов находится в границах БПТ, затянется на этот срок.
Со слов министра строительства, Иркутская область направила в федеральный центр свои предложения – выделить категории объектов, которые не будут попадать под экспертизу, в противном же случае предлагается либо отсрочить закон, либо наделить регион полномочиями по проведению экспертизы (сейчас процедура должна проходить через Москву).
Председатель «Саморегулируемой организации строителей Байкальского региона» Сергей Брилка указывает на некоторые недостатки программы. Так, по его словам, строителям фактически придётся кредитовать социальную стройку за счёт собственных или заёмных средств, причём делаться это будет на свой страх и риск: «Пойдут строители или на это нет – отдельный вопрос». Брилка также обращает внимание на то, что могут возникнуть проблемы с подбором земельных участков. В муниципалитетах заниматься этим будут в основном местные власти (за исключением Иркутска, нераспределёнными землями которого управляет область), поэтому на них надо оказать «мощнейшее административное давление», чтобы заставить включиться в работу.
Не без скептицизма смотрят на проект некоторые участники рынка. Так, заместитель генерального директора ФСК «Новый город» Галина Кузняная отмечает, что для частных застройщиков этот проект может оказаться неинтересным из-за отсутствия доверия к некоторым проектам, декларируемым областными властями.
На стоимость квадрата влияют не только затраты на покупку участка, велики вложения инвестора в подготовку площадки к застройке – по сетевому хозяйству, по коммунально-инженерной инфраструктуре, технологическим подключениям. Сейчас все эти затраты лежат на плечах застройщиков и фактически финансируются из стоимости квадратного метра. Чтобы строитель мог возводить жильё эконом-класса по цене 30 тыс. рублей, ему необходимо предоставлять подготовленные с инфраструктурной точки зрения объекты, считает собеседница «СЭ». Однако с выделением в Иркутске участков под этот проект, по мнению Кузняной, вообще могут возникнуть серьёзные проблемы. С 2007 года участками, находящимися в нераспределённом фонде Иркутска, распоряжается область. Но за весь прошедший период регион, по большому счёту, так и не воспользовался своими полномочиями: выделяются в основном небольшие объекты под индивидуальное строительство. Застройщики же, осваивающие территорию комплексно и возводящие жилые комплексы с многоквартирными домами, вынуждены решать проблемы с участками самостоятельно. «В этом году мы уже предлагали минстрою своё участие в программе «Жильё для российской семьи» с жильём эконом-класса на территории Малой Еланки, предложили построить в 2015–2017 годах 25 тыс. кв. метров жилья эконом-класса. Однако проект отбраковали, сославшись на то, что требуемый объём жилья по этой программе не менее 50 тыс. квадратов. Правда, в итоге выяснилось, что кроме нас других предложений вообще не поступало, и теперь правительство области, передвинув сроки рассмотрения предложений от застройщиков, опять ждёт», – делится Галина Кузняная.
Её коллега Алексей Волков, первый заместитель гендиректора компании «Сибавиастрой», в целом идею федеральной программы и её механизм оценивает положительно. Однако добавляет, что для компаний, которым предлагают стать участниками программы, есть определённые риски. Во-первых, он обращает внимание на затраты для строительства сетевой инфраструктуры и на технологическое присоединение сетей. По сути, игроки, заходя на аукцион, не знают заранее, во сколько им обойдётся эта статья расходов, а значит, нет гарантии, что озвученная сумма компенсации (4 тыс. рублей за кв. м) покроет их. Сложно также спрогнозировать разницу между себестоимостью квадратного метра жилья эконом-класса и той цифрой, которая оговаривается в программе, – 30 тыс. за квадрат. Он также считает, что в идеальном варианте администрация – муниципальная или региональная – должна предоставлять уже готовый для работы земельный участок, имеющий технологическое подключение. Кроме того, если власть согласится сама выступать как участник проекта, а строителей привлекать уже в качестве генподрядчиков, их риски могут вообще оказаться минимальными. «Когда станут более прозрачными правила игры, думаю, мы примем участие в проекте», – заключает собеседник издания.