От фестиваля – к культурному форуму
С 31 октября по 7 ноября в Санкт-Петербурге прошла презентация фестиваля «Культурная столица», в рамках которой перед местной публикой выступили несколько иркутских творческих коллективов. Это был ответный визит сибиряков в северную столицу после того, как летом Петербург продемонстрировал Иркутску свои культурные достижения. Результаты своеобразного обмена между двумя городами оказались высокими. Теперь «Культурная столица» станет ежегодным событием, призванным ещё больше расширить культурные связи Иркутска. О первых итогах фестиваля и планах на будущее мы поговорили с соавторами проекта – директором по связям с общественностью ОАО «ЕвроСибЭнерго», литератором Андреем Швайкиным и художником, руководителем Автономной некоммерческой организации «Иркутский фестивальный центр «Байкал тотем» Анатолием Борозненко.
От фестиваля – к культурному форуму
С 31 октября по 7 ноября в Санкт-Петербурге прошла презентация фестиваля «Культурная столица», в рамках которой перед местной публикой выступили несколько иркутских творческих коллективов. Это был ответный визит сибиряков в северную столицу после того, как летом Петербург продемонстрировал Иркутску свои культурные достижения. Результаты своеобразного обмена между двумя городами оказались высокими. Теперь «Культурная столица» станет ежегодным событием, призванным ещё больше расширить культурные связи Иркутска. О первых итогах фестиваля и планах на будущее мы поговорили с соавторами проекта – директором по связям с общественностью ОАО «ЕвроСибЭнерго», литератором Андреем Швайкиным и художником, руководителем Автономной некоммерческой организации «Иркутский фестивальный центр «Байкал тотем» Анатолием Борозненко.
Впервые о фестивале «Культурная столица» заговорили летом этого года. Он стал первым крупным событием за несколько лет, которое привлекло внимание не только творческого сообщества, но и неравнодушных горожан. Идея фестиваля заключалась в том, чтобы наладить культурное взаимодействие между Иркутском и Санкт-Петербургом. Так, в дни празднования города в Иркутске прошли концерты, были организованы выставки и презентации петербургских творческих коллективов. Подготовка к ответной поездке заняла около трёх месяцев. В результате представлять Иркутск в северной столице отправились Иркутский Губернаторский симфонический оркестр, музыкальный коллектив «Декаданс-квартет и Анна Климашевская», исполняющий песни Вертинского, ансамбль «Степные напевы», группа «Hippy-party», художники и ломографы.
– Мы должны были о себе заявить, – говорит один из основателей «Культурной столицы» Анатолий Борозненко. – Июльский фестиваль в Иркутске оказался важным событием в жизни города, как показали отзывы. Мы очень рассчитывали на интерес со стороны петербургской публики. В итоге нас очень тепло приняли – у нас состоялась презентация. Кроме того, мы помогли и иркутскому землячеству в Санкт-Петербурге, которое отметило своё десятилетие.
– Публика состояла из бывших иркутян или коренные петербуржцы тоже проявили интерес?
Андрей Швайкин: Были и петербуржцы – творческая интеллигенция, которой интересна именно иркутская, сибирская культура. Были и представители землячества. Большой интерес проявили и те, кто знаком нам по прошедшему фестивалю в Иркутске, кому не только интересны, но и близки по духу коллективы, посетившие Петербург в рамках «Культурной столицы». Удивили этнические «Степные напевы», близок зрителям оказался «Декаданс-квартет» с песнями Вертинского, созвучными по эстетике петербужцам.
– В каком формате были представлены иркутские коллективы?
Анатолий Борозненко: Это был концерт. Мы постарались сделать его и праздничным в связи с 10-летием иркутского землячества, и в то же время рассказать о себе. Хотелось передать атмосферу Иркутска через музыку и творчество. Также мы привезли выставку «Ломопортация. Новая магистраль» – со-вместный проект иркутских и питерских фотографов, который начался ещё летом с фестиваля, проведённого у нас. Мы были очень рады увидеть на петербургской презентации наших друзей, которые участвовали в создании проекта и были к нему причастны.
– Были посетители, которые не имели отношения ни к Иркутску, ни к организации?
Анатолий Борозненко: Да, конечно. Это люди, которые вообще прежде ничего о «Культурной столице» не знали. Иногда заходили, что называется, «с улицы» и просили разрешения посмотреть, что происходит. Отказать, конечно, в таком случае мы не могли.
– Формат у вас был сжатый, удалось ли произвести впечатление на питерскую публику, о взыскательности которой ходят легенды?
Андрей Швайкин: Мероприятия в рамках фестиваля были разбиты на семь дней. Условно говоря, 31 октября состоялась сама презентация, где были представлены все привезённые коллективы, а потом они выступали раздельно на разных площадках. В одном месте звучал концерт Областного симфонического оркестра, в салоне «Невский, 24» выступали музыкальные коллективы. Поэтому презентация фестиваля была не такой уж сжатой. А насчет публики и привередливого зрителя – он всегда и везде такой, в том числе в Иркутске. Иркутяне тоже не пойдут на фальшивку. Отличие, по большому счёту, только в одном – в Питере очень много культурных точек, поэтому он разрывается между событиями. Во время разговора с партнёрами из «Невского, 24» один из них говорит: «Ребята, у меня только на сегодня, в обычный день, пять приглашений на разные мероприятия. Нужно везде успеть». Справедливости ради нужно отметить, что наша презентация прошла при заполненном зале. Необычность формата помогла.
Анатолий Борозненко: Я бы добавил, что легендарная взыскательность зрителя играет нам на руку. Это даёт возможность потом обсудить все плюсы и минусы мероприятия и его подачи, сделать выводы на будущее.
– Чем выделяется Иркутск на этом фоне большого творческого разнообразия Петербурга?
Анатолий Борозненко: Когда мы готовили предварительную программу фестиваля уже на следующий год, как в Иркутске, так и в Петербурге был целый мозговой штурм, что же привезти. Я понимаю, что удивить чем-то сложно, но у нас и задача такая не стоит – удивлять. Важно создать площадки для творчества. Мы рады, что кто-то включился в этот процесс. Тот же «Декаданс-квартет» в программу фестиваля вошёл совсем недавно, но то, что показывают его участники, многих удивляет. В итоге они не только дали в Петербурге два концерта, но и попали на канал «Культура» в передачу к Максимову.
Андрей Швайкин: В рамках презентации мы продемонстрировали этнику, Вертинского, джаз, рок – совершенно разные и несо-вместимые вещи. Но у нас они соединились. Наша цель – не просто привезти кого-то, кто продемонстрирует своё творчество. Суть в том, чтобы создать своеобразный симбиоз искусств. Именно поэтому мы стараемся наладить сотрудничество, чтобы в итоге, например, петербургский роговой оркестр сделал программу с нашим симфоническим. Совместный проект ломографов в рамках сотрудничества Иркутска и Петербурга уже состоялся, наша задача, чтобы такое партнёрство продолжалось.
– Какие перспективы у этого проекта, будет ли у него продолжение?
Анатолий Борозненко: Сегодня мы выставили экспозицию в Доме национальностей на Маховой, 15, в Санкт-Петербурге. Интерес довольно высок, много людей пришли посмотреть, что получилось. Активно обсуждался формат – мы смогли интересно подать эту экспозицию, она смотрелась очень выигрышно. Светлый зал, «сочные» работы – художники заинтересовались. Теперь обсуждается тема продолжения этого проекта. Сейчас мы думаем о том, как развить сотрудничество фотографов, причём не на основе старых работ, а создавая что-то новое.
Андрей Швайкин: Мы сейчас размышляем над тем, где в Иркутске выставить экспозицию, чтобы она продолжала работать для тех, кому это интересно.
– Проект ломографии был интересен тем, что на базе фестиваля удалось что-то создать. Вы планируете и дальше организовывать в рамках «Культурной столицы» что-то подобное?
Андрей Швайкин: У нас есть задумки. Такие «прикладные» проекты, возможно, в будущем станут основной частью фестиваля. Пока мы не можем говорить о том, как это будет реализовано.
Анатолий Борозненко: Для нас важно не только разнообразить форматы «Культурной столицы», но и организовать программу будущих фестивалей. Она будет ещё интереснее и, надеемся, намного масштабнее, чем в этом году. Большой акцент мы делаем на появление детского блока. Там будут задействованы не только творческие силы Петербурга, но и Москвы – театр, исполнительское мастерство, музыка и даже литература.
Андрей Швайкин: Ещё мы хотим сделать акцент на каких-то важных культурных новинках. С одной стороны, к нам приедут известные коллективы, а с другой – проекты будут представляться лишь свежие. Если мы говорим о презентации книги – то это книга, которая только вышла. Эта идея уже была воплощена в этом году, когда известный художник, писатель, режиссёр Виктор Тихомиров представил в Иркутске свой фильм «Чапаев. Чапаев» с Охлобыстиным в главной роли. Для ответных визитов в Питер мы устроим конкурс творческих идей, которые должны представить Иркутск.
– Вы сказали, что сейчас проходит мозговой штурм относительно того, кто же будет представлять Иркутск в будущем году. Эта проблема как-то решается?
Анатолий Борозненко: Мы видим её так. Есть состав коллективов, который уже показал себя – это основа. Далее с помощью конкурса мы будем искать другие команды, которые примут участие в фестивале.
– При выборе кандидатов вы столкнулись с нехваткой творческих идей, проектов?
Андрей Швайкин: После того, как я увидел «Декаданс-квартет», больше не верю в недостаток творческих людей в Иркутске. Потенциал огромный. Остальное – уже проблема воспитания и вкуса зрителя. К сожалению, – большая сегодня проблема. Но, видимо, тема отдельная, на будущее.
– В таком случае как решается вопрос спонсорства фестиваля?
Андрей Швайкин: Помогает ОАО «ЕвроСибЭнерго» (генеральный спонсор фестиваля. – Прим. авт.). Ищем и других партнёров. В случае с «ЕвроСибЭнерго» уникальность в том, что это не просто спонсорство, бонусы в репутацию. По сути, идея была поддержана компанией как своя. И если бизнес именно так будет относиться к нематериальным проектам, то это решит множество проблем, и подобные идеи будут продвигаться.
– То есть «Культурная столица» – это результат интереса бизнеса?
Анатолий Борозненко: Это симбиоз частной инициативы при поддержке бизнеса и власти. Пример того, как это удачно сработало: никто никого не уговаривает и ничего не выпрашивает. Городская мэрия увидела потенциал – спасибо Виктору Ивановичу Кондрашову, департаменту культуры; «ЕвроСибЭнерго» откликнулось, творческие силы проявили интерес – у нас сложились отношения, полные взаимопонимания и поддержки.
– При продолжении поддержки со стороны спонсоров и властей как вы видите развитие фестиваля в будущем?
Андрей Швайкин: Мы уже озвучили тему возможного появления целого культурного форума на площадке «Культурной столицы». Общаясь друг с другом, думали, почему, например, в Иркутске толком не развился Байкальский экономический форум? Пришли к выводу, что использование бренда Байкала было ошибочным применительно к экономике – упоминание озера в данном контексте приобретает какое-то потребительское отношение. Как набивший оскомину БЦБК, например. Байкал же – это всё-таки вдохновение и творчество. Ниша культуры не занята. Нам показалось, что работа в этом направлении может быть интересной. Мысль о том, что фестиваль имеет потенциал превратиться в Байкальский международный культурный форум, постоянно крутилась в голове. Мы её обсуждали с партнёрами, они с горящими глазами нас поддержали. Начали обсуждение с властью.
Анатолий Борозненко: Наше географическое положение по-зволяет это сделать. Близко находится Китай, у которого огромное культурное наследие, Дальний Восток – богатый уникальными коллективами, мало кому известными.
Андрей Швайкин: Мы говорим не просто о культурном сотрудничестве и взаимопроникновении искусств Иркутска и Петербурга, а Европы и Азии. Иркутск – середина земли, это же не просто фраза.
Анатолий Борозненко: И туристическая база для этого существует давно. Вопрос в её грамотном развитии. А форум может помочь и в этом. Поэтому для нас важно, чтобы фестиваль набрал силу и начал работать сам независимо от обстоятельств.