«Быстрота ошеломляет»
На сессии Заксобрания Иркутской области 26 ноября может быть рассмотрена законодательная инициатива «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области». Ранее прошли публичные слушания и состоялись решения Дум Мегета, Савватеевки, Одинска и Ангарска об объединении в городской округ в рамках района. Если законопроект будет принят Заксобранием, то полномочия мэров и депутатов четырёх поселений прекратятся досрочно, а в апреле район ждут новые выборы мэра и депутатов. Если объединение состоится, то это событие станет историческим. Впервые с 2004 года, когда была начата муниципальная реформа, в Ангарске будет решена проблема двоевластия. Между тем эксперты предлагают подумать и о том, каким образом будет финансироваться новый округ и на чьи плечи лягут так называемые «сельские льготы» трёх присоединяемых к Ангарску посёлков.
Ситуация с объединением Ангарска и Ангарского района, вяло тянувшаяся с 2004–2006 годов, вдруг начала стремительно развиваться за последние месяцы. В июне 2014 года губернатор Иркутской области заявил о том, что поддерживает объединение. «Мы сделаем всё возможное для объединения города и района в один муниципалитет. Всем созидательным силам необходимо объединиться для решения этой задачи», – заявил он тогда, а к осени его слова уже воплотились в реальность. 10 ноября прошли публичные слушания по объединению Ангарска, Одинска, Савватеевки и Мегета в единый городской округ. На прошлой неделе в Ангарске побывал первый зампред правительства Виктор Игнатенко, последовали решения Дум об объединении на основе публичных слушаний. И наконец, на прошлой неделе Дума АМО собралась на внеочередное заседание и внесла в Заксобрание Иркутской области законопроект об объединении в городской округ. Как сообщил директор Института регионального законодательства им. М.М. Сперанского Алексей Петров, по проекту объединённый городской округ будет считаться созданным с 1 января 2015 года. Согласно федеральному законодательству, муниципальные выборы в новом муниципальном образовании должны пройти в течение шести месяцев после его создания. То есть их можно будет проводить не позднее 1 июля. Апрель представляется оптимальным периодом для проведения выборов – и времени для кампании достаточно, и переходный период надо делать по возможности более коротким. По проекту объединённый городской округ будет считаться созданным с 1 января 2015 года.
«Быстрота ошеломляет» – таково было общее резюме наблюдателей процесса. «Десять лет нас водили за нос, рассказывая о том, что только референдум может исправить ошибку иркутских авторов реформы местного самоуправления. Оказалось же, что всё можно было решить очень быстро и без волеизъявления народа. Думцы проголосовали, и всё хорошо, – заметил региональный координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Все разговоры о том, что ничего не делалось из-за бывшего мэра Ангарска Владимира Жукова, по-моему, не самое честное объяснение. Если бы региональные власти захотели убрать Жукова, они бы это сделали, как с Якубовским, например. Значит, здесь были какие-то иные мотивы».
Напомним, что в 2006 году в АМО прошёл референдум об объединении, тогда за создание округа высказались Ангарск, Савватеевка и Мегет, Одинск воздержался до 2007 года, позже голосование тоже не было проведено. Весной 2012 года в Ангарске состоялось голосование по типу референдума о создании на базе города городского округа, 83,4% жителей высказались «за». С 2011 года в районе также работала инициативная группа, но уже созданная по воле районной власти – мэра Владимира Жукова. Тогда за создание городского округа в рамках целого района высказались Думы Одинска, Мегета, но Савватеевка не проголосовала. Противостояние Михайлова и Жукова, один из которых ратовал за создание округа в рамках города, а другой – района, снова завело процесс в тупик. Однако в 2014 году за дело взялись областные юристы.
По мнению адвоката, депутата Думы АМО Вячеслава Иванца, ситуация с объединением изменилась в связи с тем, что появился пример Гурьевского городского округа в Калининградской области. 16 октября 2013 года Верховный суд РФ вынес определение об оставлении без изменений решения Калининградского областного суда, не удовлетворившего иск о признании нелегитимным закона «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединённой территории». Поскольку закон этот был принят на базе проведённых публичных слушаний, а не референдума, Верховный суд подтвердил правомочность такой схемы.
В разговоре с «Конкурентом» Вячеслав Иванец посетовал, что пока не получил освещения ряд вопросов – каким образом будут формироваться административные подразделения в новом статусе, как жителям поселений будут компенсированы ранее существовавшие в структуре района и города льготы. «Настораживает некоторая поспешность в решении вопроса, – заметил Иванец. – Надо отметить и тот факт, что представители администрации города Ангарска настаивают на нарушении процедуры назначения публичных слушаний. Между тем поспешные действия создают основания для последующего оспаривания принятых решений в суде, которыми не преминут воспользоваться представители оппозиции. Объединение необходимо, но отчего такая спешка – непонятно». Депутат ЗС от Ангарска Сергей Бренюк напомнил, что ангарчане в 2006 и 2012 годах участвовали в голосованиях по типу референдумов. И вопросы были прямо противоположные – сначала им предложили высказаться за создание округа в рамках района, а шесть лет спустя – в рамках города. И в обоих случаях «за» проголосовало большинство. «Что это означает? Что людям надо решить основную проблему – им не нужны две администрации, два КУМИ, две контрольно-счётные палаты. Им нужно нормальное единое управление, в какой бы форме оно ни ре-ализовалось, – говорит Сергей Бренюк. – 95% населения проживает в городе, это факт. И ранее об этом говорилось, но на областном уровне мы не встречали поддержки. Впервые областные власти пошли нам навстречу, и вот результат – законопроект внесён в Заксобрание».
Директор института регионального законодательства пояснил, почему в данном случае не идёт речь о голосовании по типу референдума. «В соответствии с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления объединение поселений – а именно это и должно произойти, если законопроект будет принят – производится при согласии каждого поселения, но согласие выражает представительный орган. Поэтому референдум по этому вопросу не проводится», – сказал он. Вместе с тем Петров подчеркнул: «Тем не менее надо учитывать, что голосования 2006 и 2012 годов сохраняют своё значение – в них выражена, пусть и с теми или иными нюансами, воля жителей муниципалитетов Ангарского района прекратить двоевластие, объективные предпосылки которого заложены в территориальной структуре организации местного самоуправления в районе».
«Вы помните, что несколько лет назад я готовил проект закона об объединении поселений Шелеховского района, в 2007 году состоялся референдум, на котором практически 99% жителей Шелехова и Шелеховского района высказались за воссоединение в одном муниципальном образовании, – отметил заслуженный юрист РФ, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – После чего я подготовил соответствующую законодательную инициативу. Но тогда при обсуждении моего законопроекта на комитетах в ЗС были получены отрицательные отзывы как от парламента, так и от правительства и других структур – прокуратуры, минюста. Сработала тема «юридического перфекционизма»: сторонники муниципальной реформы, начатой в 2004 году, ссылались на невозможность преодоления юридических барьеров. Ситуация была как в знаменитой фразе Ленина: «По форме правильно, а по сути – издевательство». Люди-то в разъединённых муниципалитетах 10 лет были в подвешенном состоянии между двух администраций. В нынешней ситуации, я думаю, проведение референдума невозможно. Вспомните нынешнюю явку на выборах Думы в Иркутске – чуть более 18%, а для признания референдума легитимным нужно, чтобы свою волю высказала половина населения плюс один голос. В случае проведения референдума мы ничего не решаем. Попросту «консервируем» неудобную для населения схему власти, ничего не изменив. Поэтому тема с публичными слушаниями и последующим принятием решения Думами – это, может быть, решение с юридическими «примесями», не совсем безупречное, но единственно правильное в данной ситуации. То, что сегодня делают губернатор Сергей Ерощенко и его заместитель Виктор Игнатенко, – правильно. Я лично выступаю за скорейшее объединение и решение вопроса в пользу населения Ангарского района».
«Главное, чтобы граждане не испытали дискомфорта, не тратились миллионы на сокращение администраций (у нас это часто бывает) при наших дефицитных бюджетах. Ну и, конечно, чтобы было меньше юридических коллизий в дальнейшем, – сказал координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Пусть всё-таки властные юристы объяснят чётко: как, что и почему». Сергей Бренюк заметил: «Хотелось бы, чтобы к моменту рассмотрения закона на сессии ЗС были даны гарантии, что Ангарск в связи с этим объединением не потеряет финансовые средства. Муниципалитет такого типа создаётся в регионе впервые. Братск и Усолье-Сибирское обладают статусами городских округов, однако другие поселения выделены в отдельные районы. Мы же берём Одинск, Савватеевку и Мегет в состав округа. Сейчас встаёт вопрос, не лягут ли так называемые «сельские льготы» на бюджет города. Каким образом будет финансироваться городской округ – этот вопрос нужно чётко осветить и дать гарантии достаточного финансирования до принятия закона об объединении».
Пока озвучиваются схемы первоочередных расходов. «И выборы мэра, и выборы депутатов предполагается проводить одновременно, – пояснил директор Института регионального законодательства и правовой информации Алексей Петров. – Расходы на эти выборы возлагаются на областной бюджет – это требование федерального закона (поскольку ещё нет бюджета городского округа)». Таким образом, вопрос должен получить разрешение 26 ноября на сессии Законодательного Собрания, если областные парламентарии посчитают возможным вынести его на обсуждение. Если закон будет принят, это создаст первый прецедент в Иркутской области, когда после муниципальной реформы 2004 года поселения сумели запустить и реализовать процесс объединения.