Лайнер нового поколения
Процесс создания самолёта МС-21 идёт по графику
Работа по созданию нового российского среднемагистрального самолёта МС-21 идёт строго по графику. Опытный образец будет изготовлен до конца 2015 года, первый испытательный полёт состоится в первой половине 2016 года. Поставки первых четырёх самолётов в рамках уже подписанных контрактов намечены на 2018 год. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров во время визита на Иркутский авиационный завод.
Денис Мантуров побывал в Иркутске с рабочей поездкой на прошлой неделе. Визит был коротким, но за время, проведённое на иркутской земле, министр успел посетить Иркутский авиазавод, провести совещание и посмотреть, как на «Иркуте» идёт процесс создания нового самолёта. Кроме того, в столице Приангарья было подписано соглашение о взаимодействии в сфере промышленной политики и торговой деятельности между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и правительством Иркутской области. Подписи под документом поставили глава Минпромторга РФ и губернатор региона Сергей Ерощенко.
Судя по всему, результатами поездки Денис Мантуров остался доволен.
– Проект по созданию МС-21 осуществляется строго по графику, утверждённому в прошлом году, – отметил министр по итогам совещания. – Правда, в этом году у нас наметилась проблема, связанная с отказом США поставлять композитные материалы, но мы сумели найти им замену. Начиная со следующего года мы полностью обеспечим собственными материалами производство самой сложной части в этом проекте – цельнокомпозитного крыла.
Эта часть проекта самая сложная и одновременно наиболее уязвимая. Однако в данном случае роль свое-образной подушки безопасности сыграло то, что разработка всех компонентов была начата заранее. Производство более, чем когда-либо, ориентировано на отечественные разработки. В прошлом году в Ульяновске был запущен выпуск композитных материалов. Нужно отметить, что общий объём композитов, которые будут использованы при создании МС-21, является самым высоким в мире. Цельнокомпозитное крыло также не имеет аналогов и позволит существенно улучшить аэродинамику и сэкономить потребление топлива.
Идёт разработка отечественного двигателя ПД-14, который, с одной стороны, создаётся для самолёта МС-21, а с другой – является отдельным, самостоятельным проектом. В последующем он будет использоваться и на других самолётах. Разработка значительно превосходит лучшие современные российские аналоги и будет конкурировать с перспективными зарубежными авиационными двигателями этого назначения. Министр отметил, что работа над его созданием идёт согласно графику, сертификат Межгосударственного авиационного комитета должен быть получен в апреле 2017 года, для того чтобы первый полёт был выполнен на новом двигателе. «Серьёзных опасений по сдвижке сроков у нас нет», – отметил Денис Мантуров.
При использовании двигателя ПД-14 уровень локализации применения российских комплектующих будет выше 50%. К началу серийного производства эта цифра вырастет до 60%.
– В мае будущего года на иркутской площадке должны быть завершены установка и подготовка производства всех участков, включая цех готового производства. Поэтому в мае мы и начнём первые стыковки, – заявил министр.
Таким образом, в конце следующего года ожидается выкатка самолёта версии МС-21-300 на 180 посадочных мест. В первой половине 2016 года должен состояться первый испытательный полёт нового самолёта. Сертификат государственного авиационного комитета предполагается получить в конце 2017 – начале 2018 года. Поставки первых четырёх самолётов в рамках уже подписанных контрактов запланированы на 2018 год.
В общей сложности уже подписаны контракты на поставку 175 машин. «Все контракты твёрдые, с предоплатой, – отметил Денис Мантуров. – Поэтому программа, рассчитанная до 2035 года, обеспечена начальными заказами». Серийное производство будет наращиваться постепенно и выйдет на уровень 70 машин в год к 2022 году. Рыночные перспективы нового лайнера также выглядят неплохо.
Сергей Ерощенко, в свою очередь, заявил, что регионом взят курс на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности на основе кластерного подхода. Одной из приоритетных отраслей развития экономики региона является развитие машиностроительного комплекса. По мнению губернатора, все предпосылки для этого имеются. В частности, есть производства глубокой переработки, богатая ресурсная база, научный потенциал. Поэтому сейчас разрабатывается проект создания машиностроительного кластера на базе Иркутского авиационного завода.
– Кроме авиастроительных у нас есть ещё ряд индустриальных проектов, которые планируется реализовать, в том числе совместно с иностранными партнёрами. Для нас это новые рабочие места, налоговые поступления, – отметил Сергей Ерощенко.