Первый шаг
Георгий Злобин едва не стал моряком. Впрочем, он и теперь живёт неподалёку от моря – Красноярского. А жизнь посвятил гидроэнергетике. Он был среди тех, кто стал очевидцем пуска в ноябре 1967 года первых гидроагрегатов Красноярской ГЭС.
На фоне масштабной реконструкции в основном производстве ГЭС, один из ключевых этапов которой завершается в этом году, технологические трудности 1960-х – давно пройденные ступеньки развития отечественной гидроэнергетики. Однако именно тогда закладывались многие технические решения, послужившие в дальнейшем основой производственной надёжности и широкого модернизационного потенциала Красноярской ГЭС.
– Большинство технологических процессов на станции сегодня контролирует автоматика, выросла мощность гидроагрегатов, стали комфортнее для персонала алгоритмы действий в обслуживании оборудования, увеличились межремонтные ресурсы. А на заре промышленной эксплуатации «железо» было покапризнее. Оборудование ГЭС изначально было преимущественно уникальным, и это требовало от людей большой самоотдачи – в освоении, в соблюдении строгих технологических режимов, в ремонтах, – сравнивает день вчерашний и нынешний в «биографии» станции Георгий Аксентьевич. – И всё-таки, какими бы сложными ни были первые шаги, именно они вспоминаются с особым теплом.
До запуска в промышленную эксплуатацию Красноярской ГЭС Георгию Аксентьевичу довелось участвовать в пуске нескольких агрегатов Нарвской ГЭС.
Сибиряком теперь почётный ветеран красноярской гидроэнергетики Злобин стал волей случая. Детство провёл в Азербайджане, где отец работал на строительстве Мингечаурской ГЭС. После школы удалось поступить в высшее военно-морское училище.
Правда, моря курсант так и не увидел – был вынужден комиссоваться по состоянию здоровья. Вот тогда впервые для себя и познакомился с гидроэнергетикой поближе. Устроился монтажником на Мингечаурскую станцию. А позднее командировался на монтаж гидроагрегатов Нарвской ГЭС.
На этом путь монтажника не закончился. Через некоторое время отправился в Грузию – на строительство Гумати ГЭС, что километрах в семи от Кутаиси. Отработав там полгода, поехал на Куйбышевскую (ныне Жигулёвскую) ГЭС.
– Признаться, те поездки изрядно меня утомили, – рассказывает ветеран. – Решил сменить специальность и перейти из монтажа в эксплуатацию. Отучился в профильном тольяттинском институте, стал на Жигулёвской станции сначала старшим машинистом, затем начальником смены турбинного цеха. Позднее – дежурным инженером подстанции 220 кВт. А в 1966 году получил приглашение на Красноярскую ГЭС. Первая должность – старший мастер турбинного цеха. Через какое-то время стал заместителем начальника в цехе, а возглавил подразделение в 1978 году.
Эксплуатационники в первые годы оставались в своеобразной тени тех, кто работал в строительстве, на монтаже, вспоминает Георгий Злобин. Хотя такой уклад вряд ли можно считать объективным. Работавшие на станции специалисты обладали довольно большим багажом знаний. И технические задачки, с которыми приходилось сталкиваться в первое время промэксплуатации красноярской плотины, были не из простых.
– Да и пуск первых агрегатов заставил поволноваться, – вспоминает ветеран. – Пришлось тогда оперативно решать ряд технических задач, чтобы пуск состоялся. На кону была ни много ни мало репутация страны. Ведь Красноярская ГЭС на тот период считалась самой мощной из всех гидроэлектростанций на планете. Подготовка к пуску напоминала бесконечный, как тогда казалось, аврал. В качестве эксплуатационника приходилось работать в дневное время, а по вечерам задерживаться с монтажниками. И утром снова на смену.
В результате два первых агрегата успешно заработали. Хотя в процессе эксплуатации станции доработки оборудования шли одна за другой. Например, отдельные проблемы стали появляться с увеличением напора. Меняли сервомоторы направляющего аппарата, корпуса сервомоторов. Со временем баббитовые вкладыши были заменены на фторопластовые. Немало хлопот доставляла система охлаждения генератора. Приходилось тщательно следить за объёмами дистиллированной воды, использовавшейся для охлаждения обмотки статора. Постепенно все системы совершенствовались.
К сегодняшнему дню производственные технологии заметно шагнули вперёд. Красноярская ГЭС после обновления систем управления, оборудования гидрогенераторов и вспомогательного оборудования, в том числе на подстанциях ОРУ-220-500 кВт, готовится уже к следующему этапу реконструкции.
Ветерана Злобина по-прежнему волнует жизнь родного предприятия. Будучи пенсионером, Георгий Аксентьевич внимательно следит за тем, как совершенствуется производство. Есть и с кем обсудить: не так давно дочь работала на станции, зять продолжает трудиться в одном из подразделений ГЭС.
Да и душа с профессией срослась. Был в своё время ударником пятилетки, в числе победителей соцсоревнований. За рационализаторство награждён серебряной медалью ВДНХ. Есть и особая награда – орден Трудового Красного Знамени.