Индикатор корпоративных ценностей
В «Востсибугле» уже почти год действует кодекс корпоративной этики
Работа в крупной компании предполагает определённую ответственность каждого сотрудника. Однако ответственность эта касается не только выполнения должностных обязанностей, но и соблюдения общеморальных норм. В КВСУ уже почти год существует свод таких правил – кодекс корпоративной этики. О практическом его применении рассказал заместитель директора по персоналу Пётр Кудряшов.
– Кодекс корпоративной этики утверждён в КВСУ чуть меньше года назад. До этого в компании подобного документа, развивающего корпоративную культуру и здоровую атмосферу доверия, не было. Есть, конечно, в КВСУ, как и на любом другом крупном предприятии, документы, обращающие внимание сотрудников при поступлении на работу на такие важные моменты, как неразглашение коммерческой тайны, антикоррупционная составляющая. Но единый свод правил корпоративной этики стал действовать только с начала года.
Когда приступили к разработке кодекса, изучили опыт других предприятий, в частности управляющей компании «En+» , где уже существовал подобный документ. Его-то и взяли за основу.
– В каком формате должны поступать обращения, кто их принимает?
– По всем подразделениям КВСУ размещены плакаты «неравнодушной линии», где указаны возможные каналы связи для обращений. Это может быть и телефонный звонок, и электронное письмо, и личная встреча с уполномоченным по этике. Отмечу, что ни одно обращение не остаётся незамеченным.
Непосредственно на местах работники могут обратиться к уполномоченным по этике. Это сотрудники компании, которые назначены руководством, но с учётом мнения коллектива. Согласно нашим правилам, этот функционал не может выполнять представитель службы персонала или службы безопасности. Сейчас уполномоченным по этике в КВСУ является Наталья Корябочкина. Кроме того, уполномоченный по этике есть и в каждом филиале. Таким образом, люди могут обращаться с вопросами как на местах, так и в головную компанию.
На этическую линию могут обращаться и те, кто не работает в компании. Это и партнёры, и инвесторы, и бывшие сотрудники. Например, недавно на почту пришло обращение от бывшего работника ещё комбината «Востсибуголь», в который входил разрез в Бурятии, с просьбой помочь оформить документы для Пенсионного фонда.
– Как рассматриваются такие обращения? Сохраняется ли анонимность обратившегося, а также того, на чьё имя поступила жалоба?
– Этическая линия компании работает в соответствии с принципами конфиденциальности, анонимности и недопустимости мер воздействия за информирование. Таким образом обратившийся имеет право остаться инкогнито, но может и открыто заявить своё имя.
Другое дело, что в процессе рассмотрения все вопросы разбираются очень корректно. Нигде не афишируется, нигде никогда не говорится, что есть жалоба и что её на тебя написал конкретный человек.
Существует определённый регламент рассмотрения таких писем, позволяющий изучить ситуацию максимально оперативно. Ведь если человек обратился по этической линии, для него это болезненный вопрос и он рассчитывает, что меры (если они необходимы) будут приняты безотлагательно.
– Какого рода обращения, связанные с Кодексом корпоративной этики, уже поступили? Насколько активно пользуются «неравнодушной линией» сотрудники КВСУ?
– Ещё раз отмечу, что все обращения у нас строго конфиденциальные, поэтому приведу пример, учитывая это требование. Недавно к нам поступило обращение руководителя одного из предприятий с жалобой на руководителя ДЗО и его некорректное поведение в отношении контрагента. Мы разобрались в ситуации, провели беседу с обеими сторонами. Если бы там действительно были некорректные моменты, то оскорблённый мог обратиться в суд. Но такого обращения не было. Поэтому доказать вину главы дочерней компании практически невозможно из-за отсутствия свидетелей. Тем не менее сам факт проведения такой беседы с возможным нарушителем свода корпоративных правил уже даёт профилактический эффект.
Или ещё пример – о так называемых «сверхподарках». Директору одного из наших предприятий преподнесли весьма ценный подарок. Вернуть его не представлялось возможным, поэтому руководитель решил, что данный подарок будет использован на корпоративном вечере в качестве главного приза.
В целом же основная масса обращений касается производственных проблем: улучшения условий труда, свое-временности и качества поставляемых запчастей, ремонта техники, выдачи спецодежды, повышения зарплаты, безусловно. Оплата труда – самый частый и волнующий вопрос.
– Пожалуй, сегодня сложно жить на одну зарплату. Все стараются найти источник дополнительного заработка – открывают ИП, устраиваются по совместительству на другие предприятия, занимаются сетевым маркетингом. Является ли данная деятельность нарушением с точки зрения Кодекса корпоративной этики?
– Сейчас в стране существуют рыночные отношения. А значит, любой желающий имеет право заниматься бизнесом – в рамках реалий нашей жизни это является нормой. Но возникает другой вопрос: может ли заниматься бизнесом человек (или его родственники), если он параллельно ещё и работает на нашем предприятии? С одной стороны, наши сотрудники имеют право на личную жизнь вне компании. Но тут возникает следующий вопрос: может ли этот бизнесмен сотрудничать с КВСУ, пытаться реализовать свою услугу или продукцию у нас? Не будет ли это нарушением? Ответить на такие вопросы как раз и помогает свод корпоративных стандартов, которые чётко определяют, как надо действовать в подобных случаях. Замечу, что пока в КВСУ ещё не было моментов, когда сотрудники были задействованы, например, в качестве поставщиков. Но если они решат взаимодействовать с КВСУ, то теперь будут знать, как поступить. Согласно кодексу, они обязаны предупредить компанию об этом, и уже руководство должно решить, как перестроить работу, чтобы это сотрудничество не вызывало конфликт интересов.
– В Кодексе корпоративной этики как-то оговариваются семейные взаимоотношения на предприятии? Ведь ВСУ считается компанией, в которой работают династиями. Есть ли необходимость разграничивать семейные отношения и производственные?
– Напрямую в кодексе нет указаний по данному вопросу, но если будут поступать обращения, указывающие на то, что семейные отношения ущемляют чьи-то интересы, то и эта сфера вполне может быть рассмотрена уполномоченным по этике. В этом случае, конечно, не идёт речь об увольнении; уполномоченный по этике может предложить варианты по устранению существующего конфликта.
Кроме того, за текущий год порядка 200 руководителей и работников предприятий заполнили декларации о наличии/отсутствии конфликта интересов, которые обработаны и проанализированы службами HR. Заполнение этого документа не влечёт никаких негативных последствий для работника и, наоборот, может в определённой ситуации решить спорные моменты, в случае, конечно, если данные были указаны честно.
– Нарушение положений кодекса влечёт за собой дисциплинарную ответственность?
– Кодекс является внутренним нормативным документом, поэтому нарушение работником положений внутреннего нормативного документа является основанием для применения мер дисциплинарного воздействия, естественно, в рамках соблюдения Трудового кодекса.
– Какой прикладной эффект от этого проекта?
– Во-первых, этот проект позволяет руководству объективно оценивать рабочие процессы на предприятии, это своего рода достоверный источник информации о том, что происходит в компании. Например, когда одно за другим поступает сообщение о поставке некачественных материалов, компания моментально реагирует – выходит на поставщика, проводит соответствующие экспертизы.
Во-вторых, это помогает развивать корпоративные отношения внутри компании, поддерживать взаимное уважение и доверие. Позволяет задать единые параметры ценностей в совместной деятельности. Например, в кодексе чётко проговаривается, что допустимо, а что неприемлемо в трудовых отношениях: мы не приемлем, когда берутся взятки, когда воруют, когда получают сверхподарки.
В-третьих, руководство КВСУ с помощью кодекса получает инструмент развития корпоративной культуры, а сотрудник – чёткий свод правил поведения в компании.