Чистый голос старинного органа
В Приангарье продолжается ремонт учреждений культуры
Ценители музыки уже заметили, что с некоторых пор обстановка на концертах в иркутском органном зале чуть-чуть изменилась. Орган звучит как прежде, но не слышно звуков улицы, которые раньше проникали сквозь выпавшие витражные стёкла. А то бывало и такое, что орган подавал голос и за окном начинали петь птицы. Многим в зале такое содружество даже нравилось. Но недавно окна поменяли, и чистый голос старинного органа звучит, как и положено, в тишине.
Римско-католический костёл, что на улице Сухэ-Батора, иркутяне давно уже называют не иначе как органный зал. Без сомнения, это одно из самых красивых и приметных мест в городе, которое недаром является памятником федерального значения. Костёл, построенный в 1885 году, сегодня используется в основном как концертная площадка Иркутской областной филармонии.
Только здесь можно услышать голос совершенно уникального органа. Почему уникального? Да потому что он был изготовлен германскими мастерами из фирмы «Александр Шуке» в 1978 году специально для этого помещения, учитывая его размеры и особенности, и нет в мире другого такого. Кстати, и сегодня орган находится в хорошем состоянии. Не так давно, в 2007 году, он пережил реставрацию и теперь царствует в своём зале, где две климатические установки создают для него постоянную температуру плюс 18 градусов и необходимую влажность.
– Видите два серых ящика, похожие на генераторы? – спрашивает директор областной филармонии Рустам Мухамедьяров и указывает на загадочные объекты, которые стоят по бокам от органа, ближе к зрительному залу. – Это и есть наш климат-контроль, он появился у нас в 2009 году. Зрители часто недоумевают, что это такое. Хотели мы их хотя бы ажурной деревянной решёткой прикрыть, но техники не разрешили. Опасаются, что это может отрицательно повлиять на климат.
Что поделать, ради здоровья органа приходится терпеть некоторые эстетические неудобства. Уж слишком велика ответственность, в том числе и перед потомками. Говорят, что этот инструмент стоит огромных денег.
Но если за сам орган не приходится опасаться, то здание, в котором он находится, давно уже требует ремонта, ведь реставрировалось оно 40 лет назад. Теперь отмостка пошла трещинами, они угрожающе змеятся вокруг старинных кирпичных стен. Ещё одна головная боль и достопримечательность органного зала – это окна, а точнее, витражи. В здании 40 высоких оконных проёмов. В каждом из них по две рамы с витражами. Сделаны они были очень давно и теперь совсем плохи.
В этом году заменили витражи в трёх оконных проёмах. Два из них находятся на фасаде здания, и ещё одно круглое окно с задней стороны зала. Оказалось, что замена витражного окна в памятнике федерального значения – очень дорогая операция. В частности, на три окна здесь потратили 1,8 млн рублей. Правда, теперь уже все знали, на что идут, ведь некоторый опыт имелся. В прошлом году отреставрировали два первых проёма, и общая сумма на замену десяти витражей составила около 3,5 млн рублей. На замену всех витражей из бюджета потребуется уже 10 млн рублей. Скорее всего, средства будут выделяться постепенно.
– Настал тот момент, когда требуется провести полное инженерно-техническое обследование здания, – говорит Рустам Мухамедьяров. – Конечно, если мы хотим сохранить его в надлежащем виде.
Для начала провели техническое обследование оконных проёмов. Затем составили проект реставрации, согласно которому окна и витражи должны быть идентичными историческим. Изготовить окна, достойные памятника федерального значения, может не каждая фирма. Тем более что окна не простые, а витражные. По крайней мере, в Иркутске не нашлось такой организации, которая смогла бы изготовить витражное стекло, отвечающее всем требованиям хранителей старины. На первый взгляд это странно, ведь на местном рынке достаточно много предложений по витражному стеклу. Однако стекло стеклу рознь. Обычно его покрывают сверху цветной плёнкой, что даёт другой эффект свечения. В органный зал нужно было настоящее цветное стекло, которое пропускало бы точно отмеренное количество света определённого оттенка.
Мастеров нашли только в Москве и очень им обрадовались. Ну а рамы изготовили и монтировали в Иркутске по своему проекту. Хорошо ещё, что технологии так далеко шагнули и наши мастера смогли выполнить их из дерева при помощи компьютерных технологий, отмеряя расстояние и глубину резьбы до миллиметра. А вот старые рамы, те, что стояли до реставрации, выпиливали вручную из нескольких слоёв фанеры, которую потом клеили. Теперь старые рамы буквально крошатся в руках.
– Одно окно, которое находится как раз за органом, было в таком печальном состоянии, что из одной рамы вывалились стёкла, появилась щель, – рассказывает заместитель директора по административно-хозяйственной части областной филармонии Александр Заруцкий.– Когда играл орган, слышно было, как на улице начинали петь птицы.
Но не только органный зал пережил в этом году частичное обновление. Кому-то повезло ещё больше. В нынешнем году ремонта дождался ТЮЗ, точнее, здание, которое театр сейчас занимает. Там полностью отремонтирована кровля. Ремонт фасада, фойе второго этажа, зала и кровли проведён в Черемховском драмтеатре. В Иркутском драмтеатре также завершаются работы: частичный ремонт кровли, отмостки и фасадов. Близится к завершению ремонт фасада Иркутского художественного музея на улице Ленина.
Продолжается благоустройство парка усадьбы Сукачёва, совсем скоро будет введён в эксплуатацию дом Гиндина на улице Свердлова. Это тоже объект Иркутского художественного музея. В «Тальцах» в этом году ожил дом с мезонином, который описал в своей пьесе Александр Вампилов. Ведутся работы в образовательных учреждениях культуры, например в музыкальном колледже, колледже культуры. Последнее здание лишь в прошлом году было передано из муниципальной собственности в областную и сейчас приводится в порядок.
В общей сложности из областного бюджета направлено на ремонт «культурной сферы» около 90 млн рублей по программе развития учреждений культуры и программе сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности Иркутской области. На сегодня средства использованы почти на 80%. Словом, кое-где работы ещё ведутся, но большая часть из них уже выполнена или находится в завершающей стадии.
– Большинство наших учреждений расположены в зданиях-памятниках, – говорит министр культуры Иркутской области Виталий Барышников. – Как правило, их ремонт требует долгой процедуры согласования с контролирующими органами. В силу этого мы не всегда успеваем уложиться в сроки. Например, в этом году мы не вышли на реставрацию Дома литераторов, который находится в усадьбе Бревнова на улице Степана Разина. Для того чтобы служба охраны памятников дала нам разрешение на производство работ, нужно было получить визу и проекта, и сметной стоимости в Красноярске, где находится ближайшее отделение государственной экспертизы. Сейчас разрешение получено, к работам мы приступим уже в следующем календарном году.
Что касается здания ТЮЗа на улице Ленина, 13, то оно наконец-то официально стало областной собственностью. Как сообщил Виталий Барышников, проект, который был разработан для реконструкции этого здания, в 2004 году получивший положительное заключение Главгосэкспертизы, уже устарел. Изменились некоторые нормы, и в следующем году проект будет откорректирован. Будем надеяться, что скоро это здание вновь станет украшением Иркутска.
– Мало того, нужно будет не только отремонтировать здание театра, но и увязать это всё с реконструкцией помещений, которые занимают, например, областные профсоюзы. Это непростой вопрос, он имеет межведомственный характер, но его нужно решать, чтобы здание смотрелось единым комплексом, – отметил Виталий Барышников.