издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ведут псов-рыцарей во Псков»

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, искусствовед

В Иркутском областном художественном музее имени Сукачёва состоялась презентация картины известного художника Гавриила Горелова «Ведут псов-рыцарей во Псков». После длительной реставрации это уникальное полотно, размеры которого составляют два на четыре метра, впервые предстало перед зрителями в своём первозданном виде.

«Где единение – там победа», – гласит народная поговорка. Сила русского народа и его победы над завоевателями всегда проявлялись благодаря единению нации. Память об этих событиях сохранилась в произведениях искусства. Художники и скульпторы, писатели и поэты во все времена обращались к героическим страницам прошлого, воспевая не только легендарных личностей, но и силу и мощь русского народа. 

Об одном из таких произведений и идёт речь. Непростая судьба у полотна «Ведут псов-рыцарей во Псков» художника Гавриила Горелова. Написанная в 1947 году, в тот же год картина экспонировалась на всесоюзной выставке в Москве, где имела большой успех, прежде всего благодаря героико-патриотической тематике, а также талантливому исполнению. Гавриил Горелов являлся любимым учеником Ильи Репина и писал в лучших традициях своего учителя. Картина сразу была отмечена в числе наиболее удачных произведений самого автора – уже известного мастера исторического жанра.

В Иркутск полотно попало благодаря молодому директору Алексею Фатьянову. Однако ввиду огромности размеров (два на четыре метра) его хранили в свёрнутом состоянии на валу. 

Только спустя шестьдесят пять лет художественный музей получил возможность не только снять полотно с вала, но и заняться его реставрацией. 

Процесс возрождения эпического полотна занял год, ведь было нужно не только очистить загрязнение. Для начала требовалось восстановить эластичность холста, столько лет бывшего в свёрнутом состоянии. Многослойная пастозная живопись утратила связь между красочными слоями. Работа по их укреплению велась буквально миллиметр за миллиметром. Реставрация осложнялась большим размером полотна: было необходимо одновременно работать как с лицевой, так и с оборотной стороной. Рабочий подрамник имел размеры три на пять метров и практически занимал всё место в реставрационной мастерской. 

Спустя год картина предстала перед зрителем практически в своём первозданном величии. 

На полотне изображён момент, когда псковичи всех сословий сопровождают связанных пленных рыцарей и их приспешников, вводимых в город Псков. Действие происходит не на российском просторе, а в узком, тесном пространстве арки ворот (скорее всего, надвратной церкви), что ещё более подчёркивает тесноту и массовость шествия. На переднем плане пленники в шлемах и конвой всадников уже вступили в город. Позади – ещё движутся в арке. Внутри толпы маячат рыцарские шлемы, за ними то и дело мелькают всадники, растянувшиеся по всей колонне крестьяне и казаки. По бокам нескончаемым потоком движутся псковичи всех сословий. Настоящей находкой является приём, когда художник показывает их со спины словно подавшимися к выходу, что придаёт картине особую динамику: задние догоняют передних, а передние обращаются к задним, что позволяет рассмотреть отдельные лица и почувствовать настроение толпы, в которой пленные, конвойные, старики, женщины, дети. Художнику удалось передать ощущение бесконечной напирающей толпы. В порывах разнообразных чувств отдельных героев побеждает общее настроение народа. Здесь и недоверие, и любопытство, и пробуждающееся чувство осознания победы. Этому впечатлению способствует и яркая, пёстрая одежда сопровождающей толпы, подчёркнутая однообразным стальным цветом рыцарских доспехов, тёмными сводами и серым пасмурным днём. 

Какую роль в жизни современного общества сыграет возрождённый шедевр, пока сказать трудно. Неоспоримо только одно: полотно являет собой символ несгибаемости духа русского народа, духа единения перед лицом опасности. Отечественная история помнит немало таких примеров: это и освобождение от монголо-татарского ига, и победа над наполеоновской армией, и Великая Отечественная война. В каждый из этих периодов русский народ был един и неделим. Победа достигалась благодаря усилиям каждого человека. Несмотря на разное положение в обществе и достаток,  противоречивость политических и религиозных взглядов, все были едины против внешней агрессии и не жалели ничего для достижения победы. Будем надеяться, что и в наше время этот дух единства не утерян. Но, может быть, двадцать первый век будет более милосерден, чтобы мы не имели возможность продемонстрировать миру такое своё единство. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры