Связанные одной дверью
«Сибирский энергетик» разбирался, почему поссорились соседи одной из иркутских многоэтажек
В редакцию газеты обратилась жительница дома № 21а на бульваре Рябикова в Иркутске Лидия Фигель. Пенсионерка рассказала, что её соседи установили железную дверь с замком в их общий тамбур, но ключом не поделились. В итоге женщина вынуждена полностью подстраиваться под ритм жизни чужих людей. Порой ей часами приходится ждать, сидя на ступеньках в подъезде, когда же путь в собственную квартиру будет свободен. Корреспонденты «Сибирского энергетика» выехали на место. Ситуация оказалась не такой однозначной, как кажется на первый взгляд.
Лидия Фигель встретила нас во дворе девятиэтажки по адресу: бульвар Рябикова, 21а. Пенсионерка устало сидела на скамейке. «Вот вышла в больницу, по магазинам, – показывает на пакеты с продуктами женщина. – Теперь попасть в квартиру не могу. Пойдёмте, заведу вас в подъезд, сами удостоверитесь». По дороге к подъезду нас обогнала её соседка Лилия Кушнарук, которая как раз, по словам Фигель, и установила злополучную дверь раздора. Так что, когда мы поднялись на четвёртый этаж, проход в квартиру Лидии Фигель был свободен.
– Вот здесь, прямо на ступеньках, я и сижу, если на улице холодно. Сегодня солнце светит, так что вас встретила во дворе. Я в больницу ложусь, документы оформляю. Возвращаюсь домой, а тут эта дверь. А ведь я уже пожилой человек! – Лидия Фигель показывает на железную дверь, выкрашенную в цвет стен подъезда. Сейчас она приоткрыта, справа от неё – домофон.
Пенсионерка рассказала, что живёт в квартире уже больше 20 лет, вырастила здесь дочь, которая сейчас съехала на другую жилплощадь. Конфликты с соседями периодически возникали, но их практически всегда удавалось разрешить мирным путём. Вообще планировка дома с общим тамбуром на две квартиры требует хороших отношений между соседями. Тогда в этих тамбурах, по традиции ещё с советских времён, есть возможность хранить велосипеды, верхнюю одежду или ящики с соленьями. Такой старый ящик для всяких пожиток стоял и перед квартирой семьи Фигель.
Война между 199-й и 200-й квартирами началась в этом году, когда соседи пенсионерки решили перед своей дверью в общем тамбуре установить небольшую гардеробную: сделали перегородку, выложили пол плиткой, покрасили стены и повесили крючки для одежды. Лидия Фигель возмутилась такому самоуправству, начала доказывать соседям, что это незаконно, ведь тамбур общий. Напирала женщина на технику противопожарной безопасности. Тогда соседи в отместку указали на её старый ящик с вещами. Как напоминание о том конфликте на двери Лидии Фигель до сих пор висят объявления: «Убери ящик! Нарушение пожарной безопасности!» Однажды ящик всё же исчез: соседи обратились в управляющую компанию, и опасный шкафчик для хранения вынесли слесари.
В это же время в гардеробную соседской квартиры № 200 проникли злоумышленники: сломали дверь, сорвали одежду с вешалок. «И в этом обвинили меня! Якобы я воровка, разгромила у них всё. Даже полицию вызвали, судить меня хотели. Но они же оказались неправы, их заставили убрать гардеробную. Вот посмотрите, полкоридора отхапали себе! А потом и вовсе замок повесили, чтобы я без их ведома не заходила в тамбур!» – возмущается Лидия Фигель, которая уже не может сдержать эмоций.
Услышав возмущённые доводы, в тамбур вышла соседка Лилия Кушнарук. И тут выяснились новые подробности войны соседей. Лилия Кушнарук рассказала, что их семья действительно оборудовала маленькую гардеробную перед входной дверью. Коридор в квартире небольшой, так что мини-гардеробная для верхней одежды стала настоящим спасением. Пенсионерка с семьёй проживает в квартире с самой постройки дома, с предыдущими соседями у неё проблем не было, да и сейчас она поддерживает дружеские отношения с жильцами других квартир. По её словам, «всю жизнь в этих тамбурах что-нибудь хранилось». Сегодня там стоят детские коляски и велосипеды, раньше – всё больше запасы на зиму. Поэтому семья Кушнарук была удивлена резкой негативной реакцией со стороны соседки. Когда юристы пояснили, что без согласия соседей шкаф на общей территории ставить нельзя, пенсионеры снесли гардеробную, к тому времени уже разгромленную.
Тогда решено было на дверь в тамбур установить новый замок. Его Кушнарук приобрела на собственные средства.
– Так почему вы ключ от замка не выдали соседке? – недоумеваем мы.
– Да как же не дали? Со свидетелями пытались вручить! У меня даже акт соответствующий есть. Как замок поставили, я соседей позвала с других этажей, уж кто дома был. Фигель дверь открыла нам, но ключ не приняла, – показывает Лилия Кушнарук копию акта передачи ключа.
Бегать за своей соседкой с ключом пенсионерка не стала, заключив, что если ей понадобится, то она всегда может за ним обратиться. Но дубликат ключей до сих пор лежит невостребованным. На вопрос, отчего же Лидия Фигель не приняла ключ, позвонила в редакцию и ввела корреспондентов «Сибирского энергетика» в заблуждение, женщина ответила просто:
– А почему я должна с чужими людьми делить дверь? Они мне не родственники, не друзья. Куда смотрит управляющая компания? Суд не на моей стороне, вот и вы переметнулись, – высказала Лидия Фигель и скрылась за дверью своей квартиры. Больше на контакт с нами пенсионерка не пошла. Пока мы продолжали разговаривать с Лилией Кушнарук, знакомиться с решением суда (у соседки оказалась копия, которую она хранит на всякий случай), глазок 199-й квартиры несколько раз становился тёмным, словно за нами тщательно наблюдали.
Согласно судебным документам, в феврале этого года Фигель через суд пыталась добиться сноса злополучной двери, а также выплаты ей компенсации за моральный вред. Суд в удовлетворении иска пенсионерке отказал. Тогда она и обратилась к журналистам.
Мы не поленились и проверили все этажи в подъезде. Всего несколько тамбуров не были оборудованы дверьми, остальные проходы защищены от посторонних посетителей. По словам Лилии Кушнарук, это спасает и от проникновения посторонних запахов и звуков с лестничной площадки. Она добавила, что двери всегда стояли у всех. Этой зимой жильцы даже провели общедомовое собрание, на котором решили, что тамбурным дверям – быть. Копию протокола Лилия Кушнарук нам также показала.
В управляющей компании напомнили, что общедомовым имуществом распоряжаются собственники жилья, они лишь его содержат. Так что зря пенсионерка ждёт, что в УК будут заниматься демонтажом двери. В ГУ МЧС России по Иркутской области нам пояснили, что, если тамбурные двери изначально были запланированы, пожарные не могут заставить их снести по технике безопасности. К тому же сегодня, в период воспитания ответственного собственника, большое значение имеют и решения общедомовых собраний. Единственный вариант для Лидии Фигель добиться демонтажа двери – обратиться в Службу жилищного и строительного надзора Иркутской области, специалисты которой могут перепроверить законность протокола общего собрания.
Или пенсионерка может пойти на крайние меры – разменять квартиру на жилплощадь в другом доме, где нет никаких тамбуров. Но при этом нет уверенности, что там удастся избежать конфликта с соседями.