издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сдули пену

На прошлой неделе ОАО «САН ИнБев» под давлением ситуации на рынке объявило о закрытии филиала в Ангарске

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Остановка ангарского завода ОАО «САН ИнБев» (российское подразделение одной из крупнейших пивоваренных компаний мира Anheuser-Busch InBev NV), где работает около 150 человек, ожидается 20 октября, сообщили в компании. Производства монстров пивоваренного рынка одно за другим останавливаются по всей стране, и крупные компании винят в этом экономику – длительное падение рынка пенного напитка и административные меры государства, которые к нему привели. Однако, по мнению независимых экспертов, несмотря на жёсткие внешние условия, мелкие и средние пивоварни идут в наступление, захватывая всё большие доли рынка.

Пока Ангарский филиал «САН ИнБев» продолжает работать в штатном режиме. «К сожалению, решение о закрытии затронет примерно 110 человек, – сообщил «Конкуренту» представитель компании. – Нам крайне тяжело было принять данное решение, но оно является вынужденной необходимостью в условиях дальнейшего падения рынка». 

«Мы получили информацию о высвобождении 99 работников с 1 января, – заявила в пятницу министр труда и занятости Иркутской области Наталья Воронцова. – Уровень заработной платы высокий, квалификация тоже, я надеюсь, что мы всё-таки найдём возможность для их трудоустройства. В агломерации Иркутск – Ангарск – Шелехов такие специалисты востребованы». По предварительной информации, речь идёт, в частности,  о пищевом производстве «Каравай», инженеров готова взять АНХК.

«САН ИнБев» обещает приложить все усилия «для максимально безболезненного урегулирования ситуации самым ответственным образом, неукоснительно соблюдая трудовое законодательство». Порядка 40 рабочих мест будет сохранено. 

На заводе останется персонал, необходимый для обеспечения технической поддержки и норм промышленной безопасности. Продолжат свою работу подразделения, связанные с логистикой, хранением и реализацией продукции. Некоторым сотрудникам будет предложено продолжить работу в других подразделениях компании. 

Предприятие остаётся в собственности «САН ИнБев». Объёмы продукции, которую выпускал Ангарский филиал (компания не раскрывает производственные показатели), будут перераспределены на другие заводы «САН ИнБев». Какие именно – в пресс-службе не уточнили. В Иркутской области сохранится служба продаж. По информации министерства экономической политики Приангарья, в рамках переговоров с компанией правительство региона достигло договорённости по совместному поиску инвесторов для дальнейшего использования производственной площадки.

Стремительное падение

Причинами закрытия завода в Ангарске в компании называют исключительно экономические факторы. «В последние годы в пивоваренной отрасли России преобладает негативная динамика. В частности, в 6 раз по сравнению с 2009 годом увеличилась ставка акциза. Как следствие, рынок пива в России сократился более чем на 25% за период 2008–2013 годов. Доходность отрасли снизилась более чем на 40%», – объясняют в «САН ИнБев». Объём продаж компании сократился на 13,6% в 2013 году и на 10% – в первом полугодии 2014-го. В марте компания объявила о закрытии производства в Перми, а до этого прекратили работу заводы в Курске и Новочебоксарске. «Решение логичное, следовательно, не внезапное, – комментирует закрытие предприятия в Ангарске специалист, знакомый с ситуацией. – Все знали, что это произойдёт, но не знали, когда именно». 

Падение рынка ощутили и другие производители. «Конечно, очень печально, что останавливаются крупнейшие предприятия», – говорит один из представителей отрасли.

К настоящему моменту свои заводы в Санкт-Петербурге и Новотроицке закрыла компания Heineken, 30 сентября «Балтика» (входит в структуру Carlsberg) сообщила о закрытии производств в Красноярске и Челябинске. Efes Rus остался без заводов в Москве и Ростове. Рынок падает, и бизнес реагирует адекватно, полагают участники рынка. Потребление снижается примерно на 10% в год, и в 2014-м темпы не отличаются от прошлогодних. 

«Государство убило рынок»

В администрации Ангарска отказались от комментариев о том, как отразится закрытие современного предприятия на инвестиционном климате и наполнении бюджета. Собеседник издания, близкий к ангарским властям, отмечает, что доля поступлений от предприятия в бюджет была незначительной, основная строка – налог на доходы физлиц, но если все сотрудники будут трудоустроены на других предприятиях города, то это не сильно отразится на структуре доходов муниципалитета. Известно, что летом администрация Ангарска запрашивала у предприятия прогноз развития, в ответе компания ссылалась на сложную экономическую ситуацию в России, но конкретно о закрытии речи не шло. 

По информации минэкономразвития Приангарья, в областную казну за период работы завода с 2008 по 2014 год поступило налогов на сумму порядка 4 млрд рублей. Пивная отрасль – одна из немногих абсолютно прозрачных, утверждают крупные производители. Тем не менее государство полностью запрещает пивоварам рекламу. Хотя её вновь разрешили при трансляции футбольных матчей, в преддверии чемпионата 2018-го года, но это случилось совсем недавно. Государство обязывает крупные компании ставить дополнительные счётчики алкоголя, хотя это одна из самых высокотехнологичных отраслей: «У нас уже установлены счётчики, мы всегда готовы пройти проверку или отчитаться. А это дополнительные затраты, которые не приносят никакой ценности, бюрократизация, усложнение процесса», – говорит собеседник издания.

На всё новые административные барьеры, установленные законодательно, обращают внимание и в минэкономразвития региона. «В настоящее время на фоне реализации федеральной политики, направленной на снижение алкоголизации населения, ситуация на рынке пивоварения значительно ухудшилась», – отмечают в министерстве. 

Кроме счётчиков и повышения акцизов по пивоварам сильно ударило ограничение времени и мест продажи алкоголя. От 30 до 50% продаж приходилось на киоски близ остановок, пока их не запретили. 

Ещё одна угроза – законопроект по ограничению ПЭТ. По данным официальной статистики, порядка 47% рынка пива приходится на продукцию в пластиковой таре. «ПЭТ запретят, и будет всё совсем плохо, – считает один из собеседников издания, близкий к отрасли. – Государство убило рынок крепким алкоголем, вот и результат. Ёмкость рынка сократилась на 30%! Это же ненормально». 

Представители крупных пивоваренных компаний тоже склоняются к мысли, что ограничения в пивной отрасли на руку производителям крепких спиртных напитков. Тем не менее, по данным глобальной исследовательской компании Nielsen, объём рынка водки в России в 2013 году сократился на 18% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом и на 27% по сравнению с 2009-м. Падение рынка сопровождается ростом цен на водку: её средняя цена в России за четыре года (с 2009 по 2013 год) выросла на 75% – с 121 рубля за литр до 212 рублей. «Основное снижение продаж ощутил на себе сегмент дешёвой водки, наиболее пострадавший от антиалкогольных мер: продажи в этом сегменте только за прошлый год упали более чем на 40% в натуральном выражении. Впрочем, сегмент недорогой водки (менее 300 рублей за пол-литра) остаётся самым большим и составляет 90% рынка в натуральном выражении», – говорится в сообщении Nielsen. Снижение показывают и данные Росстата. В январе – июне в Иркутской области было произведено 7,672 млн дал против 8,857 млн за первое полугодие 2013 года, или на 13,4% меньше. В то же время продажи снизились лишь на 7,2%. К слову, реализация водки упала за такой же период на 6,1%.

Мелкие против крупных 

На заводе в Ангарске останется персонал, который будет обеспечивать техническую поддержку и промбезопасность

Однако, в отличие от крепких напитков, пиво сложнее подделать, утверждают пивовары. Для этого его надо заново сварить, а это экономически невыгодно. С этим не согласен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз, который считает, что повышение акцизов привело к появлению пивного контрафакта. «Рынок нелегального пива – не менее 10%, – говорит Дробиз. – Как только акциз переваливает десятирублёвую планку, продукт становится интересным для воровства». 

Чтобы объяснить сегодняшнюю ситуацию на рынке, Вадим Дробиз обращается к истории:  

«1985 год. Потребление пива в России – 23-24 литра на душу населения. Проходит десять лет, рушится Советский Союз, происходит перестройка и прочее, потребление пива – 15 литров на человека. Приходят пять западных компаний, получают полный карт-бланш от государства и начинают консолидировать пивной рынок. К 2007-му западные компании фактически благодаря собственным усилиям смогли увеличить производство и потребление в 5,5 раза – с 15 до 81 литра. Это был лучший год». А дальше, по словам эксперта, начинается падение пивного рынка. Он называет пять причин, и не только политику государства. 

Первая и главная причина – маркетинговая: бесконечно рынок расти не может. После 10–12 лет роста любого сектора начинается спад, на этот раз на него наложилась вторая причина – мировой социально-экономический кризис. «Во всех странах мира с более-менее развитой пивной культурой падает потребление вина, пива, слабоалкогольных коктейлей, растёт потребление крепкого алкоголя, прежде всего дешёвого. Появляется рынок суррогатов, – объясняет Дробиз. – Третья причина – демографическая: с 1990 по 2002 год у нас рождалось в 2,2 раза меньше детей, чем до этого. С 17-18 лет они выходят на рынок пива, девушки с 22–24 лет выходят на рынок вина. С 2008 года сократился приток потребителей «снизу». Регулирование государства занимает лишь четвёртое место в этом списке. «С 2012 года пиво перестали продавать в киосках и павильонах, сейчас собираются вроде бы вернуть, – продолжает эксперт, – но весь этот объём ушёл в магазины. Ещё один фактор – запрет рекламы. Да, действительно в какой-то степени это повлияло, но на самом деле в 2007 году пять западных компаний занимали 92% рынка, в 2013-м – уже 78,5%». Произошло мощное падение не только объёмов производства, но и долей рынка, в то время как российские малые и средние компании увеличили долю с 8 до 21,5% и удвоили объём производства. «В тех же самых жёстких условиях западные компании теряют рынок, а российские его забирают. Это, кстати, общемировая тенденция, в определённой степени глобализированные компании падают в целом ряде стран, включая Белоруссию, Украину и даже Чехию и США».

Доля локальных производителей, мелких пивоваров растёт в том числе и потому, что на них не распространяется часть запретов. «Они не платят акциз, не ставят счётчики, не получают лицензию, не заполняют транспортные декларации. Вари в год до 300 000 декалитров, и никто к тебе не пристанет. Только большие пивовары попадают под всяческие ограничения», – возмущается один из собеседников «Конкурента». Доля локальных пивоварен в Иркутской области, как и во всей стране, перешагнула 20%. В остальном в Приангарье распределение долей несколько отличается от общероссийского, поскольку в городах, где есть производства, доли смещаются в их пользу. Так, по оценкам экспертов, близких к отрасли, в Ангарске филиалу «САН ИнБев» принадлежало порядка 32%, хотя в среднем по стране доля ниже. Соответственно, в Иркутске доля Heineken составляет около 35%, хотя в целом по стране с аналогичным показателем других игроков опережает «Балтика». 

Поскольку продукция Ангарского филиала будет перераспределена на другие заводы, на доли рынка закрытие предприятия серьёзно не повлияет, полагают эксперты. 

Крупные пивовары стараются переориентироваться на другие каналы сбыта, например продажи через общепит. «Но пиво – достаточно традиционный напиток, и каналы сбыты тоже ясны, к сожалению, другого пока не дано, – констатирует представитель одной из компаний. – Бары и рестораны – стабильный канал, но он не растёт». Участники отрасли и независимые эксперты полагают, что рынок пива продолжит своё пике. Как и доля западных компаний, утверждает Вадим Дробиз: к 2017 году они будут занимать не более 70% рынка, а 30% с увеличением объёмов производства будут занимать российские компании. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры