издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вектор, который ведёт на восток

Сотрудничество с Китаем, прозванное «поворотом на Восток», стало трендом последних месяцев. ОАО «ЕвроСибЭнерго» не осталось в стороне: в активе холдинга есть совместные проекты в области добычи угля, его подразделения пользуются техникой из Поднебесной. А головная компания инициировала исследовательскую работу по оценке эффекта от объединения энергосистем с восточным соседом. Вывод ожидаемый: чтобы получить максимальную выгоду, нужно соединить сети всех стран Северо-Восточной Азии, ради общего дела преодолев политические разногласия.

Энергетики начали налаживать отношения с партнёрами из азиатских стран задолго до того, как 21 мая 2014 года было подписано соглашение о поставках российского газа в Китай, которое официальные спикеры окрестили «контрактом века», символизирующим «поворот на Восток». «Сфера наших интересов распространяется на восточные регионы Сибири, – рассказывает руководитель проектов «ЕвроСибЭнерго» Владимир Киселёв. – Поскольку мы находимся здесь, и территория нашей деятельности граничит со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то исторически так сложилось, что эта тема вызывает очень большой интерес, и достаточно давно. Первые попытки организовать какое-то сотрудничество предпринимались ещё в девяностые годы, когда наблюдалось резкое падение собственного потребления и образовались значительные излишки генерации не только в Иркутской области, но и во всей Восточной Сибири». Проект экспорта электроэнергии в Китай по высоковольтной линии от Братска до Пекина разрабатывали под эгидой ОАО «Иркутскэнерго» в конце прошлого века ещё до того, как предприятие вошло в структуру холдинга En+ Group, тем не менее идею поставок в Поднебесную не забыли. В октябре 2010 года «ЕвроСибЭнерго» и China Yangtze Power подписали соглашение о сотрудничестве в области гидроэнергетики, по условиям которого обе компании обязались изучить возможности строительства новых ГЭС для удовлетворения растущего спроса на электричество как в России, так и в северных провинциях её восточного соседа.  «Дополнительный импульс выходу на энергетические рынки может дать сетевое строительство и развитие экспорта, – считает генеральный директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. – Видится большой потенциал в со-вместных с Китаем инжиниринговых проектах».

Уголь для Азии

Но строительство гидравлических станций вместе со схемой выдачи их мощности – дело как минимум нескольких лет, тогда как на организацию экспортных первичных энергоресурсов нужно не так много времени. Речь не только о нефти и газе, но и об угле. По официальным данным, в 2013 году только в три страны Северо-Восточной Азии – Китай, Японию и Южную Корею – из России было поставлено 29,9 млн тонн антрацита. В Министерстве энергетики РФ планируют, что с расширением железнодорожной и портовой инфраструктуры ежегодный объём экспорта в государства Азиатско-Тихоокеанского региона к 2030 году возрастёт до 110–120 млн тонн угля. «В результате этого рынок АТР станет основным направлением экспортных поставок из России», – констатировал заместитель директора департамента международного сотрудничества Минэнерго Талят Алиев, выступая 23 сентября на международной конференции «Энергетическая кооперация в Азии», проходившей в Иркутске. 

Особые надежды возлагаются на Элегестское месторождение в Туве, за разработку которого взялось ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» и Эльгинское месторождения в Якутии, чьим освоением занимается структура ОАО «Мечел». Но и «ЕвроСибЭнерго» есть что предъявить. В 2013 году ООО «Компания «Востсибуголь», входящее в его структуру, приобрело лицензию на разработку Зашуланского месторождения в Забайкальском крае. Непосредственно его освоением займётся совместное предприятие, созданное вместе с китайской корпорацией Shenhua. Геологоразведочные работы на нём будут проведены в ближайшие два года, в этот же срок будут утверждены запасы месторождения и подготовлена проектно-сметная документация по добыче угля. Ожидается, что Зашуланское, чьи балансовые запасы в настоящее время составляют 252 млн тонн, будет давать до 6 млн тонн сырья в год, поставляемого не только в Китай, но и в Забайкалье для нужд местной энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. 

Весна 2014 года ознаменовалась ещё одним приобретением с прицелом на экспорт: «Востсибуголь» выиграл торги и получил право на разведку и добычу угля на Северо-Западном Кирбинском участке Бейского месторождения, расположенного в Республике Хакасия. «Мы долго приглядывались к объекту, – рассказывал в мае генеральный директор компании Евгений Мастернак. – Условия конкурса предполагали помимо всего прочего ещё и состязание в технико-экономических предложениях по участку. Компания «Востсибуголь» предложила, как посчитала конкурсная комиссия, лучший проект». Ей и предстоит в будущем добывать до 4 млн тонн угля, отличающегося высокой калорийностью и низким содержанием серы, в год. В том случае, если продукция будет пользоваться высоким спросом (если всё пойдёт по тому сценарию, из которого исходит Минэнерго, сомневаться в этом не приходится), объём добычи может быть увеличен до 7 млн тонн. Небольшую часть топлива планируют отгружать предприятиям из состава En+ Group и «ЕвроСиб-Энерго», львиная же доля будет уходить на экспорт в Японию и Корею. 

Японские технологии, китайские цены

Впрочем, одной лишь продажей ресурсов в Северо-Восточную Азию восточный вектор в работе сибирских энергетиков не ограничивается: они охотно пользуются плодами высоких технологий, развитых в регионе. Например, ОАО «Иркутская электросетевая компания» не первый год использует китайские трансформаторы. На реконструированной в прошлом году подстанции № 1 в Ангарске, рассчитанной на работу под напряжением 35 кВ, техника фирмы Shandong Dachi Electric зарекомендовала себя исключительно с лучшей стороны. При этом трансформаторы из Поднебесной работают и на других, более мощных, объектах. 

«Китайские производители достигли определённых компетенций в производстве энергетического оборудования, которые позволяют его успешно использовать», – замечает директор по стратегии и развитию «Иркутскэнерго» Дмитрий Шумеев. Это лишний раз доказывают итоги визита делегации из корпорации China Guodian («Годянь»), состоявшегося в феврале 2013 года. Тогда специалисты представили несколько разработок компании, которые могли бы найти применение на объектах Иркутской энергосистемы. «Было рассмотрено пять вариантов сотрудничества, на сегодняшний день осталось два направления, по которым мы в той или иной степени будем работать», – говорит Шумеев. 

Первый из проектов, в котором могут быть применены азиатские технологии, – это установка абсорбционного теплового насоса на Ново-Иркутской ТЭЦ. Если говорить техническим языком, то суть его работы заключается в переносе тепловой энергии от источника низкопотенциальной теплоты к нагреваемому потоку, имеющему более высокие параметры (температура). В данном случае речь идёт об утилизации сбросного тепла из градирен. В качестве пилотного объекта выбрана Ново-Иркутская ТЭЦ, бюджет проекта около 50 млн рублей. Решение о реализации может быть принято в 2015 году, тогда же определят поставщика оборудования. 

Другой пилотный проект с использованием оборудования из Поднебесной относится к разряду ре-ализованных: в прошлом году один из насосов на Усть-Илимской ТЭЦ и два агрегата на объектах местного водоканала оснастили частотно-регулируемым приводом. Устройство, смонтированное на них, позволяет регулировать частоту вращения электродвигателя в зависимости от нагрузки, что даёт экономию электричества. Сотрудники «Годянь» доказали, что подобное техническое решение может быть недорогим, но в качестве поставщика оборудования выбрали российскую компанию, занимающуюся его сборкой из китайских комплектующих. 

Также следует упомянуть ещё один проект: на ТЭЦ-10 было решено использовать разработку «Годянь» – плазмотрон (генератор плазмы) для растопки энергетического котла без применения мазута. В настоящее время реализация проекта приостановлена из-за того, что в Сибири изменился энергетический баланс – ввод Богучанской ГЭС привёл к избытку предложения энергии и её выработка на тепловых станциях в конденсационном режиме стала менее актуальной (ТЭЦ-10 относится к конденсационным мощностям). «Тем не менее мы рассчитываем вернуться к нему в горизонте трёх лет», – подчёркивает Шумеев. 

Совместный ток объединяет

Если кто-то полагает, что всё выше перечисленное свидетельствует не о «повороте на Восток», а о локальных связях российских энергетиков с азиатскими коллегами, то есть проекты принципиально иного уровня. Это объединение энергосистем России, Китая, Южной Кореи и Монголии. Такова идея «Азиатского суперкольца», возникшая в 1998 году, на время забытая, но вновь ставшая актуальной после аварии на АЭС «Фукусима» и вызванного ею отказа от использования атомной энергии в Стране восходящего солнца. Про ориентированную на экспорт структуру электрических сетей в Восточной Сибири заговорили в 2011-2012 годах, когда этот вопрос рассматривала рабочая группа при ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», в состав которой вошли и представители «ЕвроСибЭнерго». Тогда эксперты  подготовили схему сетей с двумя точками выдачи мощности в районе Читы. Но с экономической точки зрения её создание оказалось нецелесообразным: на то, чтобы обеспечить передачу 8 ГВт мощности, нужно было затратить около 300 млрд рублей. 

Тем не менее в 2013 году «ЕвроСибЭнерго» по собственной инициативе взялось за исследование возможностей энергетического обмена с Китаем. К работе привлекли специалистов из Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН. Эксперты рассматривали три возможных сценария: полный отказ от поставок электроэнергии восточным соседям (базовый вариант, использующийся только для сравнения), экспорт электричества в больших объёмах со строительством предназначенных для этого электростанций и объединение энергосистем двух стран, чтобы была возможность «обмениваться» излишками энергии, возникающими в силу разного графика их работы. 

Вариант со строительством генерации, ориентированной только на поставку электроэнергии за рубеж, себя не оправдал: стоимость практически любой новой станции в России будет выше, чем в Китае. Хуадянь-Тенинская ТЭЦ, которую в Ярославле возводит корпорация Huadian, – лишнее тому подтверждение. «Наши коллеги убедились в том, что даже с их технологиями, дешёвой рабочей силой и подходами к строительству это получается дороже, чем в Китае, – подчёркивает руководитель проектов «ЕвроСиб-Энерго». – Проблема, оказывается, в нашей нормативной базе». Наиболее эффективным с экономической точки зрения может быть слияние региональных энергосистем, но тут в дело вступают политические риски. Ключевой из них – уязвимость объединённых энергосистем в том случае, если по какой-то причине произойдёт размежевание стран-участниц. 

«В этой ситуации мы стали думать: а что же дальше? – продолжает рассказ Киселёв. – Стали смотреть ещё один сценарий – приграничную торговлю». Так, в Иркутской области есть излишек генерирующих мощностей, составляющий 300–350 МВт, но для Китая, чьи потребности измеряются гигаваттами, этого оказалось мало. Вернулись к идее строительства электростанций, выдающих ток только 

китайским потребителям, как крупнейшая в мире Ерковецкая ТЭЦ на 8 ГВт, которую вблизи одноимённого угольного разреза намерено построить ОАО «Восточная энергетическая компания» (структура ОАО «Интер РАО»). К примеру, один из вариантов освоения Зашуланского месторождения предусматривает создание тепловой станции мощностью 990 МВт, которая может быть увеличена до 3,5 ГВт в том случае, если будут задействованы возможности ещё двух близлежащих месторождений Чикойской группы. С той же целью могут быть построены несколько ГЭС – Мокская, на включении которой в инвестиционную программу ОАО «РусГидро» настаивают власти Республики Бурятия, и Тельмамской. 

Но исследование, проведённое в нынешнем году под эгидой Сколковского института науки и технологий, показало, что подобного рода интеграционные проекты дают действительно ощутимый эффект при объединении энергосистем нескольких стран – России, Китая, Северной и Южной Кореи, Японии. Пока это лишь предварительные результаты, а изыскания ещё продолжаются. Но всё же стало очевидным, что объединение нескольких национальных энергосистем даст России возможность интенсивно развивать гидравлическую и тепловую генерацию в Восточной Сибири, к которой подтянется добывающая промышленность и другие сектора реальной экономики. «Но, прежде чем разрабатывать подобный проект, необходимо на межгосударственном уровне договориться о сотрудничестве», – подытожил Киселёв. В свою очередь, компании из состава En+ Group и «ЕвроСибЭнерго» готовы участвовать в реализации целой серии крупных энергетических проектов в рамках сотрудничества со странами АТР.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры