Сплавить завод
Братский завод ферросплавов ОАО «Мечел» выставлен на продажу. В числе других активов группы компаний предприятие может сменить владельца, если поступит «привлекательное с финансовой точки зрения» предложение, сообщили «Конкуренту» в пресс-службе «Мечела». Таким образом горнодобывающий гигант пытается сократить долговую нагрузку.
На прошлой неделе генеральный директор «Мечела» Олег Коржов сообщил «Ведомостям», что компания готова продать любой из активов, это будет зависеть от того, какую цену предложат покупатели. Кредиторы «Мечела» требуют снизить долговую нагрузку, сказал изданию аналитик RMG Securities Андрей Третельников. За лето чистый долг «Мечела» снизился с 8,3 до 8 млрд долларов. Компании не хватает EBITDA для выплат процентов по кредитам, поэтому «Мечелу» приходится задерживать выплаты контрагентам и обслуживать долг из оборотного капитала.
В настоящий момент на продажу выставлены Братский завод ферросплавов, «Южуралникель», Московский коксогазовый завод, горнодобывающая компания Bluestone в США. Об этом «Конкуренту» сообщили в пресс-службе «Мечела», добавив, что план по продаже непрофильных и убыточных предприятий совет директоров компании утвердил ещё два года назад, большая часть активов уже реализована в прошлом году. В июле 2014 года «Мечел» сообщил о ликвидации ферросплавного дивизиона.
За семь месяцев 2014 года Братский завод ферросплавов произвел 49,2 тыс. тонн ферросилиция (на 5 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и почти вдвое меньше, чем производственные мощности в 2010 году). В связи с некоторым снижением объёмов реализации сократилась и выручка предприятия. По итогам семи месяцев 2014 года этот показатель составил 2 млрд рублей (за аналогичный период прошлого года – 2,2 млрд рублей). Напомним, БЗФ владеет лицензией на пользование недрами Уватского месторождения кварцитов в Нижнеудинском районе Иркутской области.
Вторая «дочка» «Мечела» в Иркутской области, Коршуновский горно-обогатительный комбинат (градообразующее предприятие в Железногорске-Илимском), в списке не значится. «В случае поступления привлекательного с финансовой точки зрения предложения «Мечел» готов рассматривать варианты продажи стратегических активов», – сообщает пресс-служба. Коршуновский ГОК входит в горнодобывающий дивизион «Мечела», который обеспечивает основную часть EBITDA компании – около 70% по итогам 2013 года. Горная добыча и металлургия с акцентом на производство высокомаржинальной продукции на сегодня являются ключевыми элементами бизнес-стратегии «Мечела».
Нынешний год не самый удачный для железногорского предприятия. По итогам января–августа производство железорудного концентрата снизилось на 23% (до 2,3 млн тонн), а чистая прибыль – на 49% (до 970 млн рублей) к аналогичному периоду прошлого года. Ухудшение рыночной конъюнктуры и падение общемировых цен на железорудный концентрат привело к тому, что в 2014 году Коршуновский ГОК переориентировал поставки с экспортных направлений на российские предприятия, в том числе входящие в группу «Мечел». Таким образом, снижение цен на ЖРК частично компенсируется большей маржинальностью, достигнутой Челябинским металлургическим комбинатом.
Тем не менее Коршуновский ГОК продолжает судиться с контрагентами. Напомним, в конце прошлого года несколько компаний – поставщиков оборудования и услуг подали в отношении комбината иски о несостоятельности, однако отозвали их, когда ГОК погасил задолженность. Но судебные тяжбы для комбината на этом не закончились. В картотеке арбитражных дел регулярно появляются дела, в которых Коршуновский ГОК значится ответчиком. Только за первую декаду сентября в отношении предприятия поданы иски на сумму не менее 113,9 млн рублей.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что активы «Мечела» в Иркутской области могут представлять интерес как для отечественных металлургических компаний, так и для иностранных, в частности китайских. Всё будет зависеть от условий, на которых они будут продаваться. Продажа нескольких предприятий не позволит группе «Мечел» полностью расплатиться с миллиардными долгами, а сократить долговую нагрузку и сделать для группы обслуживание остального долга более комфортным она вполне в состоянии.